«

»

Июн 28 2014

Распечатать Запись

Финны и алкоголь

Пьют ли финны «по-черному»? Старый миф о «сухом законе»


Среди самых стойких стереотипов у россиян относительно страны Суоми и ее обитателей есть два: финны любят выпить, причем выпить «по-черному», и в Финляндии действует «сухой закон».

Понять их происхождение несложно. Кто не помнит компании подвыпивших, если не сказать, в стельку пьяных финнов, которые еще пару десятков лет назад можно было встретить в гостиницах, да и на улицах Ленинграда, Выборга и Таллина? Не случайно короткие — на пару дней, а то и вовсе на день — экскурсии из Финляндии в ближайшие с границей советские города так и называли тогда «водочными турами». Наши люди понимающе и — даже с сочувствием — глядели на финнов: «Ну что поделаешь, у них ведь “сухой закон”, вот и приезжают к нам, чтобы оторваться “по полной” и впрок!»

Но все дело в том, что «сухого закона» в Финляндии не существует уже 80 лет! Да, самогоноварение в Финляндии было запрещено в 1866-м, а в 1914 г., как и во всех частях тогдашней Российской империи, ввиду военного положения, действительно был введен «сухой закон». В 1919 г. он был учрежден уже самой Финляндией, однако действовал лишь до 1932 г., когда парламент, на основе результатов референдума, отменил его, отдав, правда, монополию на ввоз, производство и продажу алкоголя государственной компании, предшественнице нынешней «Алко».

Другое дело, что государство предпринимало все возможные шаги, чтобы отвадить финнов от водки. Например, с отменой «сухого закона» были введены индивидуальные карты на приобретение спиртного, в которых фиксировались все покупки гражданами алкогольных напитков. Алкоголь продавался только в специализированных магазинах «Алко», число которых было ограничено, как и часы их работы, а цены на спиртное, особенно на крепкие напитки, были почти заоблачными.

Как и все северные страны, Финляндия страна водочная и пивная. И что греха таить, финны действительно любят «беленькую». По природе замкнутые и молчаливые, разговорчивыми и общительными они становятся лишь выпив. А отсюда понятно, что алкоголь для многих из них — самый простой путь к общению. Причем в Финляндии не зазорным считается пить водку и женщинам: страна, первой в мире давшая слабому полу избирательные права, уравняла его и в других сферах. Цены были, естественно, самым главным «сдерживающим фактором». Но, наряду со стремлением отбить у своих граждан любовь к водке, государство в Финляндии уже более полувека демонстрирует желание привить им вкус к качественным винам и другим слабым алкогольным напиткам. В 1949 г. от наблюдения за покупателями со стороны государства — в виде индивидуальных карт — были «освобождены» вина. С этого времени можно говорить о том, что официальная политика начала отдавать вину предпочтение по сравнению с традиционно любимой финнами водкой. Что касается пива, то оно, в зависимости от содержания алкоголя, разделено на несколько категорий. Наиболее легкие сорта разрешено продавать в обычных супермаркетах, более крепкие — только во все тех же «Алко».

С 1959 г. в Финляндии развернулась специальная кампания по приобщению потребителей к винам и слабоалкогольным напиткам и привитию им культуры потребления спиртного. Тогда же были значительно снижены цены на вино, в то время как цены на крепкие напитки повышены. В 1965-м «Алко» начала выпускать специальный журнал о культуре пития, который теперь называется «Этикетти» и который можно бесплатно взять в любом винном магазине. В 1970-х гг. «винная кампания» продолжала расширяться, однако рост потребления алкоголя в стране привел к некоторым новым ограничениям, а реклама спиртного была запрещена.

Но самые значительные перемены в политике в отношении спиртного и, прежде всего, вина произошли в связи с предстоящим вступлением страны в ЕС. Государство в лице «Алко» сохранило монополию на розничную продажу алкоголя, но она была отменена в отношении производства, оптовой торговли и экспорта-импорта. Изменилось и налогообложение спиртного: ранее налоги взимались в зависимости от стоимости напитков, теперь же при начислении налогов за основу был взят процент содержания алкоголя в спиртном. Это решение должно было стимулировать потребление вина, пива и сидра в противовес водке.

Вступление страны в ЕС привело к дальнейшим изменениям в финском законодательстве и еще шире открыло двери страны для вина Теперь вновь разрешена реклама алкогольной продукции крепостью ниже 22 градусов.

Знатоки винного рынка Финляндии утверждают, что свою роль в популяризации вин в стране сыграли транснациональные компании типа Nokia — со своими массовыми корпоративными мероприятиями, и женские журналы, публикующие рецепты и советы, с каким вином подавать то или иное блюдо.

В результате всего этого вина и нашли дорогу на финский рынок, и стоят аналогичные напитки в Финляндии даже дешевле, чем у нас. Другое дело, что в финских магазинах и ресторанах вы не найдете дешевых сортов — все вина высокого качества. Так что заоблачные цены сохранились лишь на водку. Причем дорогие, эксклюзивные напитки (типа французских коньяков) в Финляндии тоже стоят дешевле, чем в России.

С отменой в 1995 г. монополии государства на изготовление спиртного вышло и разрешение на производство вина на фермах. И в последние годы все большую популярность, наряду с импортными, стали приобретать и местные вина, в большинстве своем изготавливаемые — что вполне естественно для Финляндии — из ягод. Причем на фермерские винодельческие хозяйства распространилось и разрешение продавать свою продукцию (крепостью до 22 градусов) в розницу, прямо на месте. Частные предприятия по изготовлению ягодных вин возникли по всей стране — сегодня их насчитывается уже несколько десятков. Свои вина стал производить даже православный Ново-Валаамский монастырь в Северной Карелии. Кто мог хотя бы еще лет десять назад представить себе такое словосочетание: финн-винодел!

Но не будем лукавить, финны по-прежнему уважают водку, и бутылка сорокаградусной — лучший подарок из нашей страны.

koskenkorva_salmiak_pet50cl_sm_1

 

Нельзя не упомянуть и про излюбленный в стране и уникально-финский аперитив — водку Salmiakki. Она устрашающего, абсолютно черного, как чернила, цвета и имеет ярко выраженный анисовый вкус: ее делают на лакрице. Напиток, как говорится, на любителя, но попробовать его нужно обязательно, чтобы понять пристрастия финнов. Они вообще обожают лакрицу — например, в виде черных пастилок-тянучек.

Значительно изменилась у наших северных соседей культура пития. В Финляндии есть такое понятие — «пятничная бутылка водки». После трудовой недели редкий финн откажет себе в удовольствии пропустить Finlandia или Koskenkorva. Но очень редко в будни: выходить на работу с похмелья считается большим грехом. Поэтому посещение в рабочие дни баров в небольших городах, где мало туристов, занятие неинтересное: питейные заведения почти пусты.

Естественно, праздники у наших северных соседей не обходятся без спиртного — как правило, пива. Правда, на гуляньях особым смаком считается отхлебнуть водки где-нибудь за углом прямо из горлышка. Но это, скорее, проявление некоей бравады, нежели неумеренности в отношении спиртного. Пожалуй, это единственное, что напоминает о временах «сухого закона» в стране, которого, вопреки широко распространенному мнению, уже давно не существует.

По потреблению алкоголя Финляндия числится далеко не среди мировых лидеров. Зато она лидирует по потреблению кофе, занимая первое место на душу населения! И вот с учетом этого — любви к черному кофе и «черной» водке — про финнов действительно можно сказать, что они поистине пьют «по-черному»!

Из книги Н.В. Кривцова «Финляндия. Страна тысячи озер».

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: http://www.suomesta.ru/2014/06/28/finny-i-alkogol/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *