«

»

Фев 06 2014

Распечатать Запись

Альберт Эдельфельт * Albert Edelfelt

495px-Edelfelt


Автор: Айно Рейтала


Альберт Эдельфельт (1854-1905)

художник

Альберт Эдельфельт, один из наиболее выдающихся художников Финляндии, получил широкую известность еще при жизни, причем не только у себя на родине. Во многом благодаря ему культура Финляндии получила международное признание. На Все­мирной выставке 1900 г. в Париже он с помощью личных связей и усилий добился того, чтобы финны смогли выставляться отдельной группой и в собственном павильоне. Как художник, Эдельфельт не был ни новатором, ни бунтовщиком. Он придерживался середины, целе­направленно стремясь к успеху и достигая его.

Edelfelt_Larin_Paraske

Альберт Эдельфельт был одним из самых выдающихся финских художников всех времен. Прежде всего, он был живописцем, но известен также как график и иллюстратор. В свое время за пределами Финляндии он был самым авторитетным финским художником. Он был также и бесспорным лидером в искусстве Финляндии. Как портретист при дворах Европы, он имел намного большее общественное влияние, чем другие художники. Прежде всего, он спо­собствовал созданию основ для международного признания культуры Финляндии.

Об Эдельфельте и его искусстве написано много. Его письма, адре­сованные матери, изданы в пяти томах. Бертель Хинтце, автор полной биографии художника, сетовал, однако, что эти письма, из-за цензуры со стороны родственников художника, не дают исчерпывающего представления о жизни Эдельфельта. По мнению биографа, закон­чить портрет Эдельфельта предстоит будущим исследователям. Проблема главным образом заключалась в отношениях художника с женщинами. Именно из-за этого коллекция писем была недоступна вплоть до 1985 г. В настоящее время основные моменты уже известны, и, в принципе, уже можно составить портрет художника.

По линии отца Эдельфельт имел шведское происхождение. Его отец Карл Альберт Эдельфельт (1818-1869) происходил из семьи военных из шведской провинции Восточный Ёталанд, получившей дворянство в 1688 г. После смерти отца Эдельфельт в четырнадцатилетнем возрасте переехал к своему дяде в Финляндию, где затем поступил учиться на архитектора. В 1855 г. он стал губернским архитектором, а в 1867 г. был назначен управляющим Главного управления по строительству общественных зданий. В 1852 г. он женился на Александре Брандт (1833-1901), дочери богатого торговца и судовладельца из Порвоо. Александра Брандт выросла в усадьбе Кийала в окрестностях Порвоо, которую ее мать получила в наследство от своей тети.

Альберт Эдельфельт родился в 1854 г. и был первенцем в семье. Хотя родители жили в тот момент в Хельсинки, Альберт появился на свет в усадьбе Кийала, где он в дальнейшем все детство проводил летнее время. От отца он перенял любовь к музыке и рисованию. Однако мать, пробовавшая себя в любительских стихах и входившая в окружение И. Л. Рунеберга, была самым близким человеком для буду­щего художника. От нее сын впитал идеализм Рунеберга и восхищение национальным поэтом. Альберт Эдельфельт был во многом творением своей честолюбивой матери. Отношения с ней служили ему одновре­менно как опорой, так и ограничивающим фактором.

В детстве Эдельфельт проявил большой интерес к рисованию, который его родители всячески поддерживали. Наряду с учебой в нормальном лицее, он в 1869 г. начал посещать школу рисования при Финском художественном обществе, став учеником К.Э. Шёстранда. В следующем году он брал частные уроки живописи у немца Бернхарда Рейнхольда, портретиста, временно поселившегося в Финляндии.

К.А. Эдельфельт умер от кровохарканья весной 1869 г. Финансовые трудности, в которых он оказался из-за долгов и залоговых поручи­тельств, еще больше ослабляли его расшатанное здоровье. Упорным трудом Александре Эдельфельт удалось, однако, привести дела семьи в порядок, и она сделала все, чтобы дать образование своему сыну и его трем сестрам, младшая из которых родилась уже после смерти отца.

Альберт Эдельфельт получил среднее образование весной 1871 г. Осенью он поступил в университет, его основными дисциплинами были латынь, греческий язык и история. Одновременно он ушел из художественной школы и начал обучение у Адольфа фон Беккера в художественной студии университета. В университете жизнь студен­ческого землячества была для него важнее, чем учеба. Летом 1871 г. Эдельфельта пригласили на работу в качестве художника в первую художественно-историческую исследовательскую экспедицию в Юго-Западную Финляндию и на Аландские острова.

Хотя Эдельфельт закончил свою учебу в университете после первого года обучения, он и после этого продолжал рисовать в художественной студии, а весной 1873 г. он также учился в частной академии Адольфа фон Беккера. Вести о его способностях быстро распространилась. В 1872 г. он принял участие в ежегодной выставке Финского художественного общества. Ведущие деятели искусства возлагали на него большие надежды. Они надеялись, что Эдельфельт изобразит тот героический мир, который Рунеберг увековечил в своей поэзии. Поэтому ему посоветовали для начала отправиться в Академию художеств Антверпена, куда он поехал в октябре 1873 г., получив государственную стипендию.

Романтическая живопись на исторические темы уже не была столь популярна. На первый план вышел реализм с его вниманием к деталям. За те пять месяцев, которые Эдельфельт учился в Антверпене, его успели перевести в высший класс, и он как один из лучших учеников получил почетную премию. Он стремился в Париж, куда и попал в мае 1874 г. Эдельфельт начал учебу во Французской Академии изящных искусств в студии Жана Леона Жерома, художника, писав­шего на исторические темы. Он завязал близкие дружеские отно­шения с молодыми художниками, из которых самую важную роль для него сыграл поборник реалистической пленэрной живописи Жюль Бастьен-Лепаж.

Первым крупным произведением, созданным в Париже, стала «Женщина в стиле рококо», получившее премию «Дукат» Финского художественного общества. В 1875 г. он получил заказ одного финского издателя на иллюстрации к «Рождественскому вечеру» Рунеберга. По возвращении в Финляндию, в 1876 г. Эдельфельт написал портрет Хедвиг Шарлотты Ро-Винтеръельм. В феврале 1876 г. молодой торговец Виктор Ховинг пригласил Эдельфельта с собой в Рим, где они оба заболели брюшным тифом, при этом Ховинг умер. По возвращении художник успел написать портрет сестры Эллен Эдельфельт до того, как та умерла от туберкулеза. Этот портрет уже является свидетельством самобытности художника.

Эдельфельт продолжил свое обучение в Париже зимой 1876­1877 гг. Несмотря ни на что, он поначалу продолжал придерживаться исторической тематики, но при этом все больше стремился изобразить основные человеческие чувства, остающиеся неизменными независимо от времени. Его всегда интересовали театр и выражение чувств. Первым значительным произведением была написанная для Салона 1877 г. «Королева Бланка», навеянная впечатлениями от детского рассказа Топелиуса и изображающая материнскую любовь и радость. В этой картине художник находится в своей стихии, в значительной степени раскрывая самого себя. Картина является также воплощением его собственного отношения к матери. Это произведение имело большой успех, как на Салоне, так и на всемирной выставке в следующем году. На родине картина была принята с огромным восторгом. В виде репродукций она стала одним из самых популярных произведений скандинавского искусства того времени.

Весной 1877 г. появились и другие исторические костюмные портреты и жанровые картины. Лето Эдельфельт провел в Финлян­дии, создавая пейзажные этюды. Вместе с Адольфом фон Беккером он совершил поездку в Восточную Финляндию, где сделал портретные зарисовки типичных местных жителей Яяски, создавая задел на будущее. Поздней осенью в своей парижской студии он начал работу над совершенно новым типом исторического произведения, полу­чившего название «Надругательство герцога Карла над телом Клауса Флеминга». Теперь Эдельфельт хотел драматически изобразить нена­висть, демонстрируя тем самым, что он способен передавать чувства, противоположные тем, что преобладали в предыдущей работе. Свое вдохновение он получил от работ Жана Поля Лоренса, еще ранее привлекших его внимание.

Произведение было хорошо принято в Салоне и получило госу­дарственную премию в конкурсе картин, изображающих личности. Оно заложило основу международного признания Эдельфельта, и его можно считать высшим достижением финской реалистической исторической живописи. Однако время подобных произведений уже проходило. В кругу друзей Эдельфельта много критиковали за его театральность. Для Салона 1879 г. Эдельфельт все же написал еще одну историческую картину — «Сгоревшая деревня», изображающую эпизод Дубинной войны (крестьянское восстание 1596-97 гг.). Эдельфельт намеревался создать пленэрную живопись, однако наброски снежных пейзажей, сделанные в конце 1878 г. в Хельсинки до отъезда в Париж, не удовлетворяли художника, поэтому и результатом он оказался недоволен. Новым в этой картине было изображение народа как главного персонажа и страха как главной эмоции. Несмотря на опасения художника, в Салоне картина вновь имела успех, а на родине интерес вызвала ее национальная тематика.

В этот период Эдельфельт утратил веру в будущее исторической живописи. Он не чувствовал в себе силы совершить окончательный прорыв в Салоне, опираясь на прежние методы. Чтобы произвести впечатление в Салоне, картину необходимо было написать полностью на пленэре, в соприкосновении с природой. Реалистическая пленэрная живопись Бастьена-Лепажа влекла его к себе. Он принялся за работу летом 1879 г. в Хайкко, где его мать снимала на лето дачу. Темой он выбрал «Похороны ребенка», так как прежде он еще не затрагивал тему скорби. Художник сосредоточился на изображении того, как разные люди испытывают и выражают горе. Здесь мы имеем дело с психологическим реализмом, хотя Эдельфельт написал произведение в манере пленэрной живописи. В Салоне 1880 г. картина получила медаль третьей степени — первая подобная награда, полученная финном. Расчет художника был верен. Теперь для него была открыта дорога к международной славе.

Lapsen_ruumissaatto_Albert_Edelfelt_Convoi_dun_enfant

В 1880 г. Эдельфельт купил дом управляющего в Хайкко, а в 1883 г. построил там студию. Весной 1881 г. он побывал в Испании. Солнечный свет и влияние Веласкеса побудили его делать более свободные мазки кистью. Летом 1881 г. в Хайкко художник написал пленэрную картину «Богослужение на архипелаге Уусимаа», показавшую, что его взгляды на пленэрную живопись еще более утвердились. В Салоне он получил за нее медаль второй степени, и произведение было куплено для государственной коллекции Франции.

Успех открыл перед Эдельфельтом двери не только на между­народный рынок произведений искусства, но в русский императорский двор. Уже после работы о герцоге Карле Эдельфельт стал почетным членом Петербургской Академии художеств. «Похороны ребенка» принесли ему звание академика, и произведение было куплено в частную коллекцию в Москве. Осенью 1881 г. он поехал в Петербург, чтобы преподнести великому князю Владимиру картину. Другой причиной стала его любовь к русской красавице Софии Манзей, портрет которой он написал за год до этого. Из идеи с женитьбой ничего не вышло, так как художник не желал переезжать в Петербург. Однако в других отношениях эта поездка была чрезвычайно успешной. Император и императрица приобрели картину, написанную для английского торговца произведениями искусства, и сделали еще несколько заказов. Пару месяцев художник жил в Гатчине, работая над портретом младших детей императора. Личное знакомство Эдельфельта с Александром III и Марией Федоровной, возможно, имело значение и для Финляндии.

В Париже Эдельфельт вскоре усвоил манеру французских худож­ников содержать любовниц. Он легко влюблялся в хорошеньких жен-щин, но отношения не всегда были долгими. Исключение в этот период составили лишь две его прекрасные французские натурщицы. Первой была Антониа Боньан, натурщица в 1878-1879 гг. Большее влияние на него, однако, оказала молодая дочь преподавателя Виржин, позировавшая ему в 1880-1883 гг. Как полагают, от нее у Эдельфельта было двое детей, дочь и сын, и он всерьез подумывал о женитьбе. Однако визит его матери и сестры в Париж весной 1883 г. положили конец этим отношениям.

Главным произведением 1882 г. стал портрет матери. Летом 1883 г. была написана картина «У моря», которая в Салоне 1884 г. была признана лучшим произведением искусства Северных стран. Она была приобретена шведским коллекционером Понтусом Фюрстен- бергом. В том же году прошли персональные выставки Эдельфельта в Копенгагене и Гетеборге, и он стал членом Академии художеств Дании и Швеции.

Весной 1885 г. Эдельфельт написал знаменитый портрет Луи Пастера. Это был образец так называемого «портрета в интерьере», на котором герой изображен в характерном для него окружении. В Салоне 1886 г. было представлено целых два портрета Пастера, так как был выставлен также портрет работы французского художника

Леона Бонна. Победа досталась молодому финну: критики предпочли его портрет. После этого на художника обрушился поток заказов на портреты, а портрет Пастера положил начало настоящему буму на работы в этом стиле.

В 1886-1887 гг. была написана большая картина «Люксембургский парк». На выставках в галерее Жоржа Пети Эдельфельт начал сотрудничать с ведущими французскими экспрессионистами, и это заметно по его работам. Свет занимал все больше места, но одно­временно автор не отступал от тщательного изображения деталей. В его эскизах и небольших произведениях 1880-х гг. есть много черт, напоминающих импрессионистов. Летом 1887 г. он предпринял осознанный эксперимент с натурализмом в картине «Старухи на церковной горе в Руоколахти».

В начале 1888 г. Эдельфельт женился на баронессе Анне Элиз (Эллан) де ла Шапель. Они были знакомы друг с другом с детства и стали видной парой, но брак не был счастливым. Их сын Эрик родился в конце того же года. Постепенно супруги отдалялись друг от друга. Однако Эдельфельт заботился о семье до конца своей жизни.

В то время как Эдельфельт, что касается изображения мимолетности и света, в своих небольших работах с видами Хельсинки все более сближался с импрессионистами, в его творчестве также начали появляться признаки неоромантизма. Летом 1889 г. в усадьбе Саари он написал картину «Хребет Каукола во время заката». Полотно, окрашенное формальным влиянием японской живописи, передает лирическое настроение северной летней ночи. В следующем году Эдельфельт написал картину «Христос и Магдалена», навеянную сборником народной поэзии «Кантелетар». Тему карелианизма он затронул в картинах, посвященных сказительнице Ларин Параске. Эдельфельт, однако, более не был тем бесспорным лидером, как прежде. Появилась группа заметных художников-фенноманов, опре­делявших направление развития искусства Финляндии. Тем не менее, Эдельфельт постоянно делал все возможное, чтобы помогать молодым художникам.

На всемирной выставке 1889 г. в Париже «Портрет Луи Пастера» получил золотую медаль. Вскоре после этого Эдельфельт стал членом ордена Почетного легиона, а затем, в 1901 г. получил звание командора этого ордена. Его карьера как художника-портретиста была на пике. Умение передавать психологический образ было неоспоримым, он стремился запечатлеть самые лучшие стороны своих героев. Портреты в интерьере стали особым объектом увлечения. Одним из самых выдающихся произведений портретной живописи Эдельфельта стал масштабный портрет певицы Айно Акте, написанный во время репетиций в Парижской Гранд Опера. Другим значительным произведением стал портрет профессора Й.В. Рунеберга (1902).

Björneborgarnas_marsch,_akvarell_av_Albert_Edelfelt_från_1900

Настенная роспись актового зала Хельсинкского университета стала заметной страницей творческой карьеры Эдельфельта. Конкурс был проведен в 1891 г. В результате Эдельфельт получил заказ на главную картину «Торжественное открытие Туркуской Академии в 1640 году». Он изучал сюжет во время нескольких поездок за границу, но закончил картину лишь в 1904 г. Эта работа стала впечатляющим финалом в карьере Эдельфельта как художника, пишущего на исторические темы. К сожалению, произведение было утрачено во время бомбежки в 1944 г.

Создание иллюстраций к сборнику стихов Карла Сноильского было для Эдельфельта приятным занятием, позволявшим ему оку­нуться во времена рококо и Густава III. Работа была завершена в 1894 г. Другой крупной работой стали иллюстрации к «Рассказам прапорщика Штоля» Рунеберга (1894-1900). В них в наибольшей степени проявился патриотический пафос. До этого он написал известные картины гуашью «Марш Бъернеборгского полка» (1892) и «Вильгельм фон Шверин» (1893). К увлечениям последних лет относились линейный офорт и гравюра сухой иглой, которые он стал создавать под влиянием А.В. Финча в конце 1890-х гг.

Эдельфельт поддерживал постоянные связи с русским импера­торским двором. В начале 1896 г. он выставил свои главные произ­ведения в Петербурге. Той же весной он написал официальный портрет Николая II для Финляндии. В виде исключения император согласился лично позировать и заказал также менее официальный портрет для подарка императрице. В мае 1896 г. Эдельфельт вместе с другими академиками находился в Москве в качестве официального художника, чтобы запечатлеть торжественную коронацию. В 1897 и 1898 гг. художнику официально было предложено место профессора в Петербургской академии художеств. Рассматривая предложение как большую честь, он, тем не менее, отказался. На Всемирной выставке 1900 г. в Париже он с помощью личных связей и усилий добился того, чтобы финны смогли выставляться отдельной группой и в собственном павильоне.

В произведениях последних лет Эдельфельт пытался следовать духу времени, но символизм и синтетизм не особенно его вдохновляли. В масштабной картине «На архипелаге», написанной летом 1898 г., идеализм Рунеберга проявился в смелой композиции в еще большей степени.

По всей видимости, брак удерживал Эдельфельта от любовных похождений около десяти лет. Только в конце столетия он завязал новые отношения с вдовой турецкого полковника. После этого последовал роман с русской натурщицей киевлянкой Ольгой, кото­рую сменила французская красавица мадам Дюран. Чувственные и страстные отношения с женщинами играли большую роль в жизни Эдельфельта. Вилле Вальгрен, наиболее подробно описавший их биографу Хинтце, считал, что ненасытность в этом отношении представляла прямую опасность для здоровья Эдельфельта. Темп, с которым он работал, также был слишком жестким. В августе 1905 г. в Хайкко разрыв сердца прервал его жизнь.

В 1910 г. в память об Эдельфельте была организована большая выставка. За границей, однако, с распространением модерна художника стали довольно быстро забывать. Отношение к модернизму долгое время служило критерием оценки в истории искусства. Понемногу была осознана однобокость такой позиции, и исследователи вновь стали проявлять интерес к искусству, вызывавшему в свое время такое восхищение. Никто не отрицает, что Эдельфельт был худож­ником, двигавшимся по накатанной колее, чей успех был тщательно просчитан. Он не был ни реформатором, ни бунтарем. Но он был блестящим художником, и, вероятно, его жизненный путь стал для Финляндии полезным в том виде, в каком он был. Он научил мир ценить финскую культуру в самое подходящее для этого время.

2247_o_luxembourg_gardens

Приложение:

Альберт Густав Аристидес Эдельфельт, род. 21.7.1854 Порвоо, умер 18.8.1905 Хайкко, Порвоо. Родители: Карл Альберт Эдельфельт, архитектор, начальник управления по строительству, и Александра Августа Брандт. Жена: 1888-1905 Анна Элиз (Эллан) де ла Шапель, род. 1857, умерла 1921, родители жены: Карл Виктор де ла Шапель, статс- секретарь, государственный советник, барон, и Юлия Жозефина Элизабет Лепсен. Сын: Эрик, род. 1888, умер 1910.

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: http://www.suomesta.ru/2014/02/06/albert-edelfelt-albert-edelfelt/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *