Аксели Галлен-Каллела * Akseli Gallen-Kallela | Финляндия: язык, культура, история
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМОЧЬ САЙТУ МАТЕРИАЛЬНО - БЕЗ ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОН СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ СМОЖЕТ!

Аксели Галлен-Каллела * Akseli Gallen-Kallela

Аксель Галлен-Каллела

Аксель Галлен-Каллела

Настоящее имя художника – Аксель Галлен. Он родился в Пори (портовый город на юго-западе Финляндии) в 1865 году, в семье предпринимателя. Фамилия выразила двусоставность местной культуры: отец художника пользовался ее шведским вариантом – Галлен, а дед – финским Каллела.

Многие произведения Аксели Галлена-Каллелы навсегда вошли в золотой фонд современного финского изобразительного искусства, одним из основоположников которого он и явился. Диапазон его творческих интересов и увлечений был практически безграничен: Галлен-Каллела работал в станковой и монументальной живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве, резал гравюры и строил дома в национальном стиле, иллюстрировал книги и проектировал оформление интерьеров. Подобный тип универсального художника (достаточно распространенный в европейском искусстве Нового времени) оказался неожиданным для финской культуры, и неслучайно выступления Галлена-Каллелы вызывали не только восхищенные отзывы, но и громкое неодобрение. К тому же и сама его творческая эволюция не знала спокойного и ровного течения. 

Начальная пора творчества художника ознаменовалась произведениями, которые привлекают образами людей из народа, реалистически достоверным и психологически убедительным постижением народной жизни. Таковы картины «Старуха и кошка» (1885), «Первый урок» (1889), «Финская баня» (1891), «Пастух из Панаярви» (1892). С любовью и большим живописным мастерством воспроизводит Галлен-Каллела национальный склад характеров, черты самобытного образа жизни, своеобразие финской природы. В созерцательной гармонии работ художника сказываются воспоминания о творчестве французского живописца А. Бастьен-Лепажа, искусство которого Галлен-Каллела полюбил во время учебы в Париже в 1884–1889 годах. Значимым событием этого периода стал триптих «Легенда об Айно» (1891), созданный на материале великого эпического памятника финской поэзии – «Калевала». Величие мифологических образов, лирическое богатство, мощь фантазии, философская глубина «Калевалы» надолго вдохновили многих финских художников, композиторов, поэтов. 
kartina-aksilya2.jpg  

Для искусства Галлена-Каллелы темы и образы «Калевалы» стали определяющими. Триптих последовательно рассказывает легенду о девушке Айно, которая, встретив в лесу старого мудреца Вяйнямейнена, в ужасе сбрасывает свои украшения, отвергая любовь «вековечного песнопевца» (левая часть). В отчаянии, обреченная уже старцу, Айно уходит к морю (правая часть) и видит: «…там три девы по волнам морским стремятся. Айно хочет к ним идти четвертой». И, наконец, центральная часть изображает последнюю встречу Вяйнямейнена с Айно, которая рыбой попадает ему в сеть, но, не узнанная им, навсегда исчезает в волнах. Живописный строй триптиха содержит новые формальные черты: декоративную линейность и уплощенность объемов, обобщенность интенсивных цветовых пятен. Триптих заключен в орнаментально исполненную раму с написанными на ней отрывками из рун, что позволяет говорить о влиянии на художника стилистики живописного символизма, эстетики стиля «модерн». 

Тяготение Галлена-Каллелы к «большим» формам реализовалось в монументальных росписях для финского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Комплекс работ для плафона был посвящен «Калевале». В них чувствовалось увлечение раннеитальянским Возрождением, искусством Джотто, Орканьи, фресками Помпеи, графической культурой Флоренции. В 1901–1903 годах в Пори, по заказу крупного промышленника Юселиуса, Галлен-Каллела расписывает надгробную капеллу, построенную в память дочери заказчика. Цикл из восьми фресок пронизан мистическими настроениями, размышлениями о жизни и смерти. 

Изображая различные стадии человеческого существования от «утра жизни» и до «страны смерти», художник создает собственную символическую программу, наполненную томительными раздумьями о предназначении человека. Фрески почти не сохранились, разрушившись от сырости вскоре после их создания. 
  kartina-aksilya.jpg 

Впрочем, образный мир Галлена-Каллелы не ограничивался «вечными» темами с их символическим подтекстом и пессимистическими настроениями. Об этом достаточно хорошо свидетельствуют его пейзажные работы («Озеро в лесной чаще», «Иматра зимой»), сохраняющие богатство и жизненную мощь окружающей природы. Динамичный творческий темперамент художника ищет все новые формы для своего выражения: портреты, образцы вышивки на холсте, резьба и выжигание по дереву (возрождающие эти забытые национальные ремесла), иллюстрации к «Калевале», к роману родоначальника финской литературы Алексиса Киви «Семь братьев» и многое другое. Он много путешествует, пишет книги. В 1923 году выходит книга воспоминаний Галлена-Каллелы, в которой утверждаются принципы глубокого и содержательного реалистического искусства. 

Lehma ja poika (cow and boy) Gallen kalle 1985

Lehmä ja poika. 1885.

Благодарные соотечественники сохранили в неприкосновенности последнюю мастерскую художника – замок в Ляппявааре (под Хельсинки), построенный по его проекту. С 1961 года здесь открыт мемориальный музей-мастерская выдающегося финского художника.

Илья Репин. Портрет художника Галлен-Каллела. 1920.


Небольшая галерея работ художника

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.suomesta.ru/2013/12/17/aksel-gallen-kallela-akseli-gallen-kallela/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.