«

»

Янв 04 2013

Распечатать Запись

Финский язык. Урок 12.

  • Hyvästely
  • Objekti
  • Akkusatiivi
  • Управление глаголов

HyvästelyПрощание.

Разговорные выражения.

Soitellaan!Созвонимся! До созвона!

Viestitellään!Спишемся!

Törmäillään! – Свидимся! Словимся! Пересечёмся!

Nähdään!До свидания! Увидимся!

Nähdään kohta!До скорой встречи!

Näkyillään! До скорого!

Kuulumisiin!До связи! (Прощание по телефону)

Ollaan yhteydessä! Будем на связи!

Heippa! / Hei hei!Пока!

Terkkuja perheelle! — Приветы семье!

Hyvästi! Прощай!

Tuu moikkaa!Подходи, поболтаем!

Tuu pyörähtämään! Подкатывай!

Tuu käymään meillä!Заходи к нам!

Sorri, mun pitää nyt mennä. Ois kiva jutella lisää. Tuu meille kyläilemään.Извини, мне нужно идти. Было бы хорошо еще поболтать. Приходи к нам в гости.

Oli tosi kiva jutella. Nähdään taas!Здорово было поболтать. До новых встреч!

Tuu joskus piipahtamaan, jutellaan lisää!Заходи как-нибудь, еще поболтаем!


Objekti / Дополнение

Объект в грамматике – это то, на что направлено действие (то есть глагол). В русском языке объектом является дополнение. В следующих примерах объектом будет являться слово kukka цветок:

Liisa ostaa kukan

Liisa ostaa kukat

Liisa ei osta kukkkaa.

В первом и третьем случае объект в единственном числе, во втором – во множественном. Объект употребляется либо в падеже аккузатив (akkusatiivi) — в генетивной или номинативной форме, либо в партитиве (partitiivi).


Akkusatiivi

Akkusatiivi единственного числа совпадает по форме с генетивом (genetiivi), а множественного числа – с номинативом (nominatiivi). Akkusatiivi используется прежде всего в случае завершенности действия.

Он отвечает на вопросы minkä? (чего?), kenet? (кого?)

Liisa ostaa kukan. Лииса купит цветок. (завершенное действие)

Liisa ostaa kukat.Лииса купит цветы. (имеется в виду, что она купит все цветы, например, все цветы в каком-то магазине)

Juon lasin viiniä.  — Я выпью стакан вина. (целый стакан, полностью) – обратите внимание, что вещественное существительное остается в partitiivi!

Но: Liisa ostaa kukkaa.Лииса покупает цветок. (завершение действия не обозначено)

Это указывает на то, что действие происходит в настоящем времени, в данном случае — в момент речи.

Это важный момент, который нужно объяснить подробнее.

В финском языке нет специальной категории «будущее время». То есть чтобы показать, что действие произойдет в будущем, используют непрямые средства или маркеры времени — huomenna (завтра), ensi viikolla (на будущей неделе) и прочее.

Однако, как и в русском языке, существуют действия, которые формально относясь к настоящему времени, показывают, что не просто действие происходит сейчас, в данную минуту, а что оно происходило вчера, происходит сегодня. 

Например:

Я знаю его. Он курит много. Леена ходит на работу.

Такое настоящее время еще можно называть общим настоящим временем. Оно описывает некие повторяющиеся действия.

Сравните с конкретным настоящим временем:

Леена идет на работу и думаем о Пекке.

В общем настоящем времени дополнение ставится в генетивный аккузатив — как в упражнеии внизу.


Упражнение 1.

Поставьте объект в нужную форму, согласно образцу.

Pekka — Пекка, мужское имя

Tunnetko Pekan? Etkö tunne Pekkaa? — Ты знаешь Пекку? Разве ты не знаешь Пекку?

Matti / Seppo / Markus / herra Virtanen / rouva Lahti / professori Päivi Setälä / tuo nainen / tämä mies / tuo lapsi / tämä kaupunki / tuo laulu / minä

Ответы:

Показать

Еще важная особенность аккузатива.

Личные местоимения в аккузативе имеют свою собственную форму.

 

minä — minut me — meidät
sinä — sinut te — teidät
hän — hänet he — heidät

Tunnen hyvin heidät.Я хорошо знаю их.

Hän unohti meidät.Он забыл нас.


Объект ставится в partitiivi, когда речь идет о неисчисляемых существительных, например, веществах или материалах, а также, когда процесс незавершен:

Liisa ostaa maitoa.  — Лииса покупает молоко. (лишь определенное количество молока, не все молоко мира)

Liisa lukee kirjaa. — Лииса читает книгу. (читает, но еще не прочла; она в процессе чтения)

Partitiivi также всегда употребляется в отрицательных предложениях:

Liisa ei osta kukkaa. — Лииса не покупает цветок. или: Лииса не купит цветок. (в отрицательных предложениях уже невозможно без дополнительных указаний определить, про какое время, настоящее или будущее идет речь).

Liisa ei osta kukkaa nyt. Лииса не покупает цветок сейчас. — настоящее время

Liisa ei osta kukkaa huomenna.Лииса не купит цветок завтра. — будущее время

Если перед существительным идет числительное, то оно также ставится в nominatiivi, за исключением yksi:

Liisa syö yhden omenan. — Лииса съест одно яблоко.

Но:

Liisa syö kaksi omenaa. — Лииса съест два яблока.


Упражнение 2.

Поставьте слова, указанные в скобках, в нужную форму.

Tunnen (tämä kaupunki) oikein hyvin.

Näetkö (tuo korkea rakennus)?

Muistatko sen (nimi)?

Jos katsot tuonnepäin, näet (meri).

Muistatko vielä (se saari), jolla kerran kävimme?

Varmasti muistat (Heikki), joka vei meidät sinne moottoriveneellä.

Minä tunsin (hän) jo silloin, kun hän oli vielä koulussa. Mutta unohdin Heikin veljen (nimi).

Muistatko sinä (se)?

Ответы:

Показать

tuntea (tunne-) – знать (человека, местность, но не иностранный язык или, например, математику)
nähdä (näe-) – видеть
korkeaвысокий
tuonnepäinвон туда
saari (saare-) – остров
kertaраз
moottoriveneмоторная лодка
unohtaaзабывать


В ряде случаев objekti всегда будет употребляться в partitiivi. Эти глаголы называют партитивными.

Они очень часто выражают чувства.

odottaa mitä/ketä?
rakastaa mitä/ketä?
vihata (
ненавидеть) mitä/ketä?

Maija odottaa bussia. Bussi on myöhässä. Kotona Pekka odottaa Maijaa.

— Mitä Maija odottaa?

— Bussia.

— Ketä Pekka odottaa?

— Maijaa.

— Ketä Pekka rakastaa?

— Maijaa. 

— Kuka rakastaa sinua?

— Ei kukaan.

— Ketä sinä rakastat?

— En ketään.

— Mitä sinä rakastat?

— En mitään. En mitään muuta kuin rahaa.

С глаголами opiskella и puhua объект часто употребляется в partitiivi:

Puhun hyvin suomea.Я хорошо говорю по-фински.

Hän opiskelee kasvatustiedettä. Он изучает педагогику. (kasvatustiede)

Явление, когда некоторые глаголы требует конкретного дополнения, в финской грамматике называется управление (rektio) и вообще очень важно при изучении финского. К глагольному управлению необходимо будет еще много и много раз обращаться. 


Упражнение 3.

Поставьте слова, указанные в скобках, в нужную форму.

Liisa istuu kotona ja kirjoittaa (kirje).
Hän kirjöittaa joka päivä (kirje).
Hän rakastaa (rovaniemeläinen opettaja).
Hän odottaa (kirje) joka päivä.
Hän saa (kaunis kirje) melkein joka päivä.
Hän tuntee (tämä rovaniemeläinen opettaja) hyvin.
Kun Liisa saa (kirje), hän lukee (se) monta kertaa.

Ответы:

Показать
Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: http://www.suomesta.ru/2013/01/04/urok-12/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *