Лааксонен Кайса * Отражение актуальной общественной проблематики в финской литературе для детей и подростков (2019) * Статья | Финляндия: язык, культура, история
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМОЧЬ САЙТУ МАТЕРИАЛЬНО - БЕЗ ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОН СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ СМОЖЕТ!

Лааксонен Кайса * Отражение актуальной общественной проблематики в финской литературе для детей и подростков (2019) * Статья

В статье рассматривается, как в современной детской литературе Финляндии отражаются актуальные и дискуссионные социальные проблемы. Автор статьи отмечает, что до того момента как эти темы (экология, изменения климата, миграция, интеграция беженцев, сексуальное насилие, войны, наркомания, феминизм, семейное неблагополучие, эмоциональное развитие и пр.) становятся предметом детской и юношеской литературы, они активно обсуждаются в средствах массовой информации, и что в последнее время детская литература в Финляндии откликается на актуальные и широко обсуждаемые в обществе проблемы оперативнее, чем прежде. В статье представлен тематический анализ детской и юношеской литературы, вышедшей в Финляндии за 2017-2018 гг. В основу статьи лег ежегодный статистический отчет под названием «Kirjakori» («Книжная корзина»), подготовленный для Финского института детской литературы и представляющий собой полный перечень всей книжной продукции для детей и юношества, выпущенной в Финляндии за 2017 г. Эти данные позволяют проследить, как авторы, пишущие для детей, работают сегодня с дискуссионными и проблемными темами, и увидеть, что жанровые предпочтения в этом сегменте отдаются книжкам-картинкам, романам-антиутопиям и образовательно-развивающей литературе.


С начала 2010-х гг. число книг для детей и подростков, издаваемых в Финляндии, увеличилось. Согласно годовому статистическому отчету Финского института детской литературы, озаглавленному «Kirjakori 2017» («Книжная корзина 2017»), в отчетном году было выпущено 1300 книг. Книги для детей сегодня выпускают более ста издательств, в большинстве своем это маленькие компании, при этом больше половины детских книг (54 %), изданных в Финляндии за 2017 г., приходится на десять крупнейших издательств. Некоторые книги издавались авторами самостоятельно. Увеличилась доля оригинальных книг на финском языке: в 2017 г. число книг, написанных на финском языке, впервые превысило число переводных книг и составило 52 %. Так, к примеру, за 2017 г. в Финляндии были изданы 474 книжки-картинки, из них 204 написаны финскими авторами. Также был поставлен рекорд, начиная с 2000 г., по совокупному объему изданных романов для детей, детских сказок и книг детской прозы с картинками для читателей младшего школьного возраста.

Общественная проблематика в финской детской литературе

В финских книгах для детей и подростков находят отражение те же вопросы, которые широко обсуждаются в обществе и средствах массовой информации — такие как, например, экологическая осознанность, проблемы беженцев и иммиграция, толерантность, феминизм, насилие, неполные семьи, распространение интерактивных технологий. В последние годы особое внимание в школах и в детских садах стало уделяться эмоциональному воспитанию. Многие из изданных за последнее время книжек-картинок повествуют о том, как их герои учатся справляться со своими чувствами. Одной из сквозных тем за последнее время стала ситуация, связанная с отсутствием одного или обоих родителей. Как в детских романах, так и в книжках-картинках оба родителя часто показаны отсутствующими (физически или психически), а ребенок — заброшенным и обделенным родительским вниманием.

Как можно заметить, общественная дискуссия на самые разные темы ведется, в том числе, и на страницах детских и подростковых книг. Однако же детская литература не становится от этого скучной или исключительно назидательной, в ней всегда есть место для фантазии и сказочных историй. Впрочем, и в произведениях сказочно-фантастического жанра общественно важные темы затрагиваются вполне регулярно.

Защита природы, охрана окружающей среды и изменение климата

Изменение климата — одна из наиболее широко обсуждаемых в средствах массовой информации тем. Обсуждают ее не только взрослые, но и дети, в том числе в школах. После публикации отчета Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) за 2018 г., дискуссии об изменении климата стали еще более интенсивными. Дети и подростки активно включены в этот процесс.

В 2010-е гг. в финской молодежной литературе расцвел жанр антиутопии для юношества. Как правило, в произведениях этого жанра изображаются всевозможные последствия изменения климата — засуха, голод, ливни, страшные морозы. Однако детские книги, в отличие от молодежных антиутопий, в большинстве своем мрачных и даже безнадежных, более оптимистичны, хотя и не умаляют серьезности проблем. В художественной литературе для детей можно выделить два основных способа подходов к этой теме.

Так, в романе Мартти Линны «Isän luokse» («К отцу», 2017) рассказывается история Катри, девятилетней школьницы, обеспокоенной изменением климата. Она пытается объяснить своим домочадцам и одноклассникам всю остроту ситуации. Девочка порицает друга своей матери за то, что тот купил новый автомобиль, собирает вместе со своей лучшей подругой мусор, который разбрасывают ее соседи, и учит правильно утилизировать бытовые отходы. Она отключает в школе все электрические приборы, в том числе свет и отопление. На все это Катри вдохновил документальный фильм Альберта Гора, который ей прислал отец, живущий в Бразилии. Катри убеждена, что отец лучше понимает ее идеи об изменения климата, чем мать или учитель в школе. Поэтому она решает отправиться вместе со своим младшим братом в Бразилию. Изменение климата волнует умы и взрослых и детей, поэтому история о маленькой девочке, которая хочет спасти мир и не боится действовать, способна обнадежить читателя и дать ему почувствовать, что даже самые маленькие дела имеют значение, и что каждый из нас может сделать что-то, чтобы спасти нашу планету. Схожим образом проблема изменения климата трактуется в романе Юхи-Пекки Коскинена «Matilda pelastaa maailman» («Матильда сохраняет мир», 2018). Главная героиня этой книги — маленькая девочка, с пеленок знающая все тонкости раздельного сбора мусора. Сознательный ребенок учит своих родителей и воспитателей, вырастает и становится экспертом по охране окружающей среды.

Книга писательницы Вуокко Хурме «Kiepaus» («Киепаус», 2017) является первой частью серии романов в жанре фэнтези. Подход к проблеме изменения климата здесь другой: тема подана как часть вымышленной фэнтезийной истории, что роднит книгу Хурме с жанром антиутопии. Фабула романа построена на том, что сила притяжения внезапно исчезает, и все, что не было прикреплено к земле, улетает в небо. Писательница рассматривает такой сценарий как одну из возможных угроз, связанных с изменением климата. Люди страдают от засухи, питьевой воды и продовольствия на всех не хватает и люди сами превращаются друг для друга в опасность. Вторая книга серии — роман «Kaipaus» (2018), повествует о том, как главная героиня и ее семья решаются «спрыгнуть» в небо и попадают в новое место, где уже живут другие люди.

В последнее время в Финляндии широко обсуждается важность бережного отношения к природе, связанного с изменениями, происходящими в окружающей среде, с исчезновением многих видов животных и растений. Вопросы защиты биоразнообразия и охраны окружающей среды поднимаются в серии книг «Nähdään majalla» («Встретимся в штабе»), созданной Реттой Ниемеля, Санной Пелличчиони и Миа Рёнкя. Серия состоит из трех книг: «Nähdään majalla, pörriäisagentit» («Встретимся в штабе, агенты по защите жуков», 2016), «Nähdään majalla, lintuagentit» («Встретимся в штабе, агенты по защите птиц», 2017) и «Nähdään majalla, kasviagentit» («Встретимся в штабе, агенты по защите растений», 2018). Это книжки-картинки, где красочные иллюстрации дополнены текстом. Герои этих книг — группа детей, которые вместе гуляют и играют в городе. Когда в книгах упоминаются разные виды животных, птиц, насекомых и растений, юному читателю рассказываются основные сведения о них и об их среде обитания.

В первой книге этой серии четверо детей играют в секретных агентов и замечают, что пчелам для выживания необходима особая среда. В другой книге они видят редкую птицу, свившую гнездо на территории завода. Дети собирают информацию об этом биологическом виде и ищут способ помочь птице. Место действия этих книг — маленький городок, близкий к природе, при этом сам по себе являющийся застроенной рукотворной средой. Героям серии удается сплотить жителей городка вокруг проблем защиты и сохранения окружающей природы и обратить их внимание на многочисленных и разнообразных живых существ, обитающих рядом с ними. Из этих книг читатель узнает, что действовать может каждый, и что даже дети способны защищать природу и влиять на окружающую среду. В этих книгах представлен узнаваемый образ небольшого финского городка, в котором соседи знают и принимают друг друга.

Схожая проблематика затронута и в других книжках-картинках, например, в книге Санны Мандер «Nyckelknipan/Avain hukassa» («Ключ потерян», 2017), удостоившейся в 2017 г. премии «Финляндия» в области детской и юношеской литературы. Эта книжка-картинка написана в стихах и повествует о поисках потерянного ключа. В процессе поиска читатель знакомится с обитателями одного многоквартирного дома, среди которых каждый живет по-своему, но все принимают друг друга. Книга Риины Катаявуори «Mennään jo naapuriin» («Пойдем скорей к соседу», 2017) с иллюстрациями Саллы Саволайнен дает читателю возможность увидеть домашний быт семей, приехавших в Финляндию из стран с другой, далекой и непонятной культурой. Эта книга получила приз «Punni» за новое слово в детской литературе, а также звание «Книга года» от финской телерадиокомпании Yle за убедительное изображение современного мультикультурного общества Финляндии в детской литературе.

Эмоциональное воспитание

Вопрос эмоционального воспитания уже давно находится в центре внимания педагогов, причем применительно ко всем возрастным группам. Сейчас в детских садах и в школах детей учат, что испытывать самые разнообразные эмоции — это нормально и показывают, как можно справиться с негативными эмоциями. Чувства и эмоции традиционно обсуждались в книгах для самых маленьких, а сейчас появилась литература об этом для читателей всех возрастов. В некоторых из этих книг разъясняются техники осознанности и рассказывается о дыхательных упражнениях

Книга Анне-Мари Йяскинен и Санны Пелличчиони «Mitä sä rageet» («Как насчет ярости?», 2017), относящаяся по жанру к развивающей литературе, призвана помочь маленьким читателям распознавать свои чувства и справляться с ними.

К книге прилагается руководство для учителей и воспитателей с советами о том, как способствовать эмоциональному росту детей и подростков. Тема эмоциональных переживаний, с которыми так или иначе сталкиваются все, часто фигурирует в книжках-картинках. Книга Хели Тхорен и Пиркко-Лиисы Топпинен «Penny ikävöi» («Пенни скучает», 2017) рассказывает историю маленькой девочки, которая скучает по маме. Здесь отсутствие матери не связано с какими либо драматическими событиями, вроде смерти или развода. Мама девочки уехала на несколько дней в командировку и должна скоро вернуться. Но девочка так сильно скучает по маме, что не может есть пищу, которую ей готовит отец, и не может играть в детском саду с друзьями. Другой пример — серия книг «Ympyraiset», выходящая в издательстве Makela. В этой серии обсуждение чувств является неотъемлемой частью рассказываемой истории. Герои распознают эти чувства и принимают их. В книге «Räyhä Ravun kiukkupuuska» («Рахья, крабовая акула», 2017) Анне-Марии Кууселы и Матиаса Тейттинена никто не хочет играть с главным героем по имени Ряюхя Рапу, потому что он всегда сердитый и недовольный. Однако проблему удается решить. Все друзья Ряюхя Рапу собираются на празднике, и он извиняется перед ними за то, что постоянно злится и кричит на них. В других книжках этой серии авторы пишут о страхе, умении успокаиваться и давать эмоциональную поддержку.

В книжках-картинках чувства передаются при помощи изображений. В книге «Тень» Майи и Ансси Хурме (2018) горе и печаль становятся отдельным персонажем — тенью, накрывающей главную героиню, маленькую девочку, тоскующую по матери. В какой-то момент появляется и вторая тень, накрывающая ее отца, который так же, как и сама девочка, пытается научиться жить без матери. Визуализация чувств в книжках-картинках помогает ребенку лучше распознавать свои чувства и научиться обсуждать их со взрослыми.

Отсутствующие родители и проблема зависимости

В наши дни родители постоянно переживают стресс и хронически переутомлены. В общественных дискуссиях звучат обвинения в адрес родителей, что они проводят со своими мобильными телефонами больше времени, чем с детьми, и что дети хуже говорят и знают меньше слов, потому что родители с ними мало общаются. В обществе обсуждаются и другие проблемы, с которыми сталкиваются семьи — нищета, разводы и другие трудные ситуации, затрагивающие и детей, и родителей. В детской литературе представлены самые разные модели родительского поведения. Чаще это любящие и заботливые родители, однако в нескольких детских книгах 2017 г. родители показаны отстраненными и недоступными: они физически отсутствуют или же настолько погружены в депрессивные переживания, что не замечают своих детей.

В книге Ханнамари Руохонен «Kadonnut äitini» («Мама потерялась», 2017) подавленная и несчастная мать главной героини уезжает от дочери. Справиться с отъездом матери девочке помогает игрушечная собачка. Преображенная детской фантазией игрушка превращается в огромную собаку, крушащую все предметы, связанные с уехавшей матерью. На некоторых иллюстрациях собака показана такой, как ее видит девочка: она огромная, занимает почти всю страницу и строит разные гримасы. На других же картинках мы видим маленькую игрушечную собачку. В тексте книги говорится, что матери надоело заниматься уборкой и домашним хозяйством, но нет ни слова о том, куда она уехала и собирается ли вернуться. В книге Ильи Карсикаса «Amos ja sumupuu» («Амос и дерево тумана», 2017) изображен отец главного героя, мальчика по имени Амос, страдающий депрессией. Он настолько изможден работой, что буквально исчезает, растворяясь в собственной депрессии, которая в книге показана как некое загадочное дерево, сотканное из тумана. К счастью, на помощь мальчику приходит его дедушка, и они вместе отправляются внутрь туманного дерева на поиски папы. На картинках показано как мальчик и дедушка залезают на это загадочное дерево, выросшее прямо посреди комнаты, и бродят по нему в поисках отца.

Эта тема представлена и в романах для детей и подростков. В книге Бриитты Хепооя «Hylättyjen lasten kaupunki» («Город брошенных детей», 2017) показано, как живут дети, которые вынуждены сами о себе заботиться. Матери Микко надоело быть матерью, и она бросает мальчика на краю леса. Микко встречает группу детей, которые поселились в заброшенном городе и создали там собственное государство. В романах для подростков также разбирается проблема дисфункциональных семей, внешне кажущихся образцовыми и счастливыми. Книга Надьи Суманен «Terveisin Seepra» («Привет, Зебра», 2017) посвящена девочке, которая занимается балетом и постоянно режет себя острыми предметами. Мать девочки полностью сосредоточена на своем лайфстайл-блоге, занимается обновлением интерьера квартиры и не замечает тяжелого состояния дочери.

Книга Санны Таванаинен «Kurre Snobb och popcornen», написанной на шведском языке (финское название «Kurre Keikari ja popcornit» — «Стиляга Курре и попкорн», 2017), рассказывает историю лондонской белки-денди, пристрастившегося к попкорну. Главный герой книги — самая изысканная и изящная белка в парке. Из-за неутолимого желания снова и снова есть попкорн он теряет свой стиль и становится беспомощным. Хотя сюжет этой книги существенно отличается от книжек-картинок о детях и их родителях, через историю белки здесь подается проблема зависимости. Эта тема весьма насущна, поскольку сегодня многие впадают в зависимость от социальных сетей, наркотиков или компьютерных игр и полностью теряют контроль над собственной жизнью.

Феминизм, гендер и #metoo

В 2017 г. феминизм стал одной из наиболее дискуссионных тем, ярче всего это проявилось в акции #metoo, направленной на борьбу с сексуальными домогательствами. Вопросы равенства широко и на многих уровнях представлены в детской и подростковой литературе. Роман для подростков «Pehmolelutyttö» Юкки Бехма («Девочка — мягкая игрушка», 2017) занял первое место в писательском конкурсе, организованном издательством весной 2017 г., еще до начала акции #metoo. В этом романе взрослые мужчины за деньги покупают сексуальные услуги главной героини, пятнадцатилетней девочки по имени Эмилия. Она невинна и неопытна. Повествование ведется от ее лица. Девочке очень недостает родительского внимания, но они этого не замечают, и поэтому она ищет внимания от незнакомых мужчин. Этот роман также затрагивает проблему далеких и отстраненных родителей, не замечающих проблемы своих детей. В графическом романе Эмми Валве «Armo» («Милость», 2017) девочку насилуют в бессознательном состоянии, а потом этому инциденту не придают должного значения. Графический роман рассказывает о том, как серьезно от этого пострадало психическое здоровье жертвы. О травмах, вызванных насилием и жестоким обращением, очень тонко повествует подростковый роман-антиутопия Хелены Варис «Linnunsitoja» («Приручение», 2017), в котором главная героиня, на протяжении долгих лет подвергавшаяся насилию, пытается исцелить свои раны, становясь участницей движения сопротивления.

В последние годы в финских книжках для детей наблюдается больше главных героев девочек, чем мальчиков, причем как в книжках-картинках, так и в романах для детей и подростков. В сорока детских книгах главная героиня — девочка, и только в двадцати — мальчик. Изображаются и гендерно нейтральные главные герои, особенно в книжках картинках: например, в книжке Пеппе Ёхман и Тересе Баст «Kim ja pönttöhirviö sekä muita tarinoita» («Ким, чаша монстра и другие истории», 2017) и в книжке Вилле Хютёнен и Миры Маллиус «Kuka tykkää röhinämummusta?» («Кто любит играть с бабушкой?» 2017). Роман «Virala genier / Viraalit nerot» («Вирусный гений / Вирусные гении», 2017) — первая книга из серии «Zoo!», адресованной подросткам и созданной авторами Каем Коркеа-Ахо и Тедом Форсстрёмом. Среди героев серии есть второстепенный персонаж по имени Дхарампрет, чей пол никому не известен. Школьники вместе с учителями пытаются выяснить какого он пола, но им это так и не удается.

После международного успеха феминистской биографической серии «Сказки на ночь для юных бунтарок» в 2018 г. в Финляндии вышло несколько книг схожего содержания. Одна из них — «Sankaritarinoita tytöille» («Истории о героинях, рассказанные девочкам», под ред. Тару Анттонен и Миллы Карппинен). Эта книга рассказывает о смелых и талантливых финках: таких как, Туве Янссон, Эллен Теслефф и Тарья Халонен1. Книга состоит из коротких глав — «сказок», где, тем не менее, рассказываются реальные факты из жизни героинь и прилагаются их портреты.

Проблема беженцев, иммиграция и война

В детской и подростковой литературе нашли отражение проблемы, связанные с мигрантами и беженцами, особо обострившиеся в 2015 г.2 Несмотря на то что по сравнению с 2015 г. приток новых беженцев существенно ослаб, бурные споры на эту тему в обществе до сих пор продолжаются. Широко обсуждаются причины иммиграции, принудительное возвращение беженцев на родину, и в целом проблема интеграции мигрантов в общеевропейском масштабе.

«Meidän piti lähteä» Санны Пелличчиони («Мы должны уйти», 2018) — это книжка-картинка без текста. В ней изображен опыт семьи, которая, спасаясь от войны, вынуждена покинуть свой дом. Некоторые из картинок этой книги отсылают к изображениям переполненных людьми кораблей, пересекающих Средиземное море. Так как в книге нет текста, она доступна, в том числе и людям, не владеющим финским языком. В книге Риитты С. Латвалы «Vertti ja Jessa tien päällä» («Вертти и Джесси в пути», 2017) брат с сестрой ищут потерявшуюся собаку и случайно встречают отряд войск внутренней охраны, патрулирующий деревню. В книге фигурирует история о десятилетней девочке, пропавшей из центра временного размещения нелегальных иммигрантов. Герои романа для подростков «Väylänvartija» («Охранник автобуса», 2017) Ханны Кёккё — группа подростков, которые во время школьных каникул отдыхают на реке Турнеэльвен. Они случайно выясняют, что их сосед прячет у себя беженцев, прибывших в Швецию из Ирака.

Книжка-картинка Йоханны Венхо и Ханнериины Мойссейнен «Kaksi päätä ja kahdeksan jalkaa» («Две головы и восемь метров», 2018) рассказывает историю мальчика по имени Амир, который только начинает учить финский язык. Когда мальчику в школе задают написать стихотворение на финском, он задумывается о разнице между языками: по сравнению с его родным языком, легким и гладким, финский кажется Амиру тяжелым и резким. В конце концов его мысли превращаются в стихотворение, в некое огромное существо, ползущее по бумаге. Амир читает стихотворение перед классом и получает похвалу от учителя. Во многих книжках-картинках мультикультурализм подается как естественная часть повседневной жизни, например, в серии книг «Päiväkoti Heippakamu» («Дни в Хейппакаму») Веры Салми (автор иллюстраций Элина Варста). В этих книгах изображена жизнь «Хейппакаму», дневного центра для детей дошкольного возраста. В каждой книге серии дети — главные герои разных национальностей. Они представлены на картинках.

По случаю столетия независимости Финляндии в 2017 г. вышло несколько книг, посвященных войне. Книга Сейи Хеландер с иллюстрациями Анне Столт «Tauno ja Nelli evakkomatkalla» («Тауно и Нелли в эвакуации», 2017) рассказывает подлинную историю семьи, эвакуированной из зоны боевых действий. Роман Туулы Пере с иллюстрациями Георгии Стилу «Vadelmanpunainen» («Красная малина», 2017) рассказывает о том, как семья главного героя по имени Айно бросает свой дом и бежит, спасаясь от войны. Отсылки к войне присутствуют и в аллегорическом сказочном романе Магдалены Хайс «Kurnivamahainen kissa» («Кот-проглот», 2017). В этой книге огромный кот проглатывает всех солдат вместе с оружием, и они оказываются у него в животе. Кот настолько жадный и ненасытный, что глотает все подряд. В животе у этого кота девочка-героиня книги обнаруживает даже саму жадность, которую кот тоже проглотил.

You Tube и современные интерактивные технологии

Технологии и социальные сети — часть повседневной жизни детей сегодня. Хотя и принято считать, что книги и технологии конкурируют друг с другом, в действительности существует ряд книг, в которых задействованы новые технологии: либо напрямую, в виде историй с элементами других медиа, или же косвенно, через рассказ о них (например, о YouTube). Книга Алекси Деликоураса «Nörtti 5 Multiplayer» (2017) продолжает серию «Nörtti», в которой игрок по имени DragonSlayer666, он же Нёртти (Nörtti), готовится к международному соревнованию по Counter-Strikе3 в Торонто. Этот герой уже знаком финскому читателю по телесериалу и каналу в YouTube.

Книга Элины Лаппалайнен «Nyt pelittää!» («Давай играть!», 2017) сочетает в себе сюжетное повествование и информацию о создании видеоигр. В образовательной и развивающей литературе популярностью пользуются такие темы, как программирование, навыки использования Интернета, взаимоотношения между технологиями и людьми. Книга финской писательницы Линды Лиукас «Hello Ruby — Löytöretkellä Internetissa» («Привет, Руби — открытие интернета», 2017) рассказывает о том, как работает Интернет. Образовательная книга для легкого чтения Сейи Ниинистё-Самела «Robotti ihmisen apuna» («Роботы помогают человеку», 2017) ставит вопрос о том, как люди могут работать вместе с роботами.

В издательстве Satukustannus вышло четыре детские книги с элементами дополненной реальности, управление которыми осуществляется при помощи мобильного телефона. Авторами книг становятся популярные видеоблогеры. Так, например, книга звезд финского YouTube Рони Бэка и Вилле Кормилайнена «Tubettajan käsikirja» («Гайд для начинающих ютьюберов», 2017) рассказывает читателю о тонкостях ведения блога в YouTube и пр.

Вопросы, активно обсуждаемые в обществе, и, в целом, общественная проблематика широко представлены в финской детской литературе. Эта литература идет в ногу со временем и ставит перед читателем множество актуальных вопросов, причем в форме адекватной читательским возможностям каждой конкретной возрастной группы. Общественная проблематика проникает даже в традиционные сказки и в романы фэнтези. Впрочем, не все вопросы, вызывающие широкое обсуждение, попадают на страницы детских книг — в них не встретишь рассуждений о последних политических новостях, вопросах социального обеспечения или реформах в области здравоохранения. Не во всех книгах, изданных в Финляндии для детей и подростков в последние годы, затрагиваются социальные проблемы. Есть и традиционные книжки-картинки о жизни детей и о животных, есть волшебные сказки и школьная проза. Хотя общественная проблематика и не повсеместна в детской финской литературе, все же поразительно, насколько быстро, разнообразно и на скольких разных уровнях, она сказывается на ее тематике и находит свое выражение на страницах детских книг.

Перевод с финского Якова Подольного


Примечания

1 Эллен Теслефф (1869-1954) известная финская художница; Тарья Каарина Халонен (р. 1943), политик, президент Финляндии с 2000 по 2012 гг.

2 Осенью 2015 г. в связи с обострением военных действий в странах Ближнего Востока и Северной Африки возник так называемый Европейский миграционный кризис, когда число беженцев и нелегальных мигрантов в страны ЕС многократно возросло, достигнув приблизительной численности в 1,8 млн человек.

3 Counter-Strikе — популярная компьютерная игра.

Литература

Источники

Статистический отчет — Статистический отчет “Kirjakori2017” URL: http://lastenkirjainstituutti.fi/in-english/kirjakori2017. (Statisticheskii otchet “Kirjakori2017”: http://lastenkirjainstituutti.fi/in-english/kirjakori2017.)

Back, Kormilainen 2017 — Back R., Kormilainen V. Tubettajan käsikirja. Otava, 2017.

Behm 2017 — Behm J. Pehmolelutyttö. WSOY, 2017.

Delikouras 2017 — Delikouras A. Nörtti 5 Multiplayer. Otava, 2017.

Hai, Teemu 2017 — Hai M., Teemu J. Kurnivamahainen kissa. Karisto, 2017. Helander 2017 — Helander S. Tauno ja Nelli evakkomatka. Avain, 2017. Hepo-oja 2017 — Hepo-oja B. Hylättyjen lasten kaupunki. Myllylahti, 2017. Hurme 2018 — Hurme M. ja A. Varjostajat. S&S, 2018.

Hurme 2018 — Hurme V. Kaipaus. S&S, 2018.

Hurme 2017 — Hurme V. Kiepaus. S&S, 2017.

Hytönen, Mallius 2017 — Hytönen V., Mallius M. Kuka tykkää röhinämummusta? Savukeidas, 2017.

Jääskinen, Pelliccioni 2017 — Jaaskinen A.-M., Pelliccioni S. Mitä sä rageet. Lasten Keskus, 2017.

Karsikas 2017 — Karsikas I. Amos ja sumupuu. Etana Editions, 2017. Katajavuori, Savolainen 2017 — Katajavuori R., Savolainen S. Mennään jo naapuriin. Tammi, 2017.

Korkea-aho, Forsström 2017 — Korkea-aho K., Forsström T. Zoo! Virala genier / Viraalit nerot. Forlaget / Otava, 2017.

Koskinen 2018 — Koskinen J.-P. Matilda pelastaa maailman. Karisto, 2018.

Kuusela, Teittinen 2017 — Kuusela A.-M., Teittinen M. Räyhä Ravun kiukkupuuska. Makela, 2017.

Kökkö 2017 — Kokko H. Väylanvartija. Makela, 2017.

Lappalainen, Kaakinen 2017 — Lappalainen E., Kaakinen J. Nyt pelittää! Tammi, 2017.

Latvala 2017 — Latvala R. S. Vertti ja Jessa tien päällä. Robustos, 2017.

Linna 2017 — Linna M. Isan luokse. Myllylahti, 2017.

Liukas 2017 — Liukas L. Hello Ruby — Löytöretkellä Internetissa. Otava, 2017.

Mander 2017 — Mander S. Nyckelknipan/Avain hukassa. Schildts & Sode-sdtroms / S&S, 2017.

Niemelä, Pelliccioni, Rönkä 2018 — Niemelä R., Pelliccioni S., Ronka M. Nähdään majalla, kasviagentit. Sammakko, 2018.

Niemela, Pelliccioni, Rönkä 2017 — Niemela R., Pelliccioni S., Ronka M. Nähdään majalla, lintuagentit. Sammakko, 2017.

Niemelä, Pelliccioni, Rönkä 2016 — Niemela R., Pelliccioni S., Ronka M. Nähdään majalla, pörriäisagentit. Sammakko, 2016.

Niinistö-Samela 2017 — Niinistö-Samela S. Robotti ihmisen apuna. Pieni karhu, 2017.

Pelliccioni 2018 — Pelliccioni S. Meidän piti lähteä. S&S, 2018.

Pere, Stylou 2017 — Pere T., Stylou G. Vadelmanpunainen. WickWick, 2017.

Ruohonen 2017 — Ruohonen H. Kadonnut aitini. S&S, 2017.

Salmi, Warsta 2018 — Salmi V., Warsta Е. Päiväkoti Heippakamu: Pablo ja heiluvat hampaat. Otava, 2018.

Sankaritarinoita tytöille 2018 — Sankaritarinoita tytöille (ja kaikille muille). Ed. Anttonen Taru, Karppinen Milla. Into, 2018.

Sumanen 2017 — Sumanen N. Terveisin Seepra. Otava, 2017.

Tahvanainen 2017 — Tahvanainen S. Kurre Snobb och popcornen / Kurre Keikari ja popcornit. Schildts & Soderstroms / S&S, 2017.

Thoren, Toppinen 2017 — Thoren H., Toppinen Pirkko-L. Penny ikävöi. Cozy Publishing, 2017.

Valve 2017 — Valve E. Armo. Reuna, 2017.

Waris 2018 — Waris H. Linnunsitoja. Otava, 2018.

Venho, Moisseinen 2018 — Venho J., Moisseinen H. Kaksi päätä ja kahdeksan jalkaa. Karisto, 2018.

Öhman, MBast 2017 — Öhman P., Bast T. Kim ja pönttöhirviö seka muita tarinoita. Tactic, 2017.

Kaisa Laaksonen


Источник: «Детские чтения», 2019,  №1(15).

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.suomesta.ru/2020/08/18/laaksonen-kajsa-otrazhenie-aktualnoj-obshhestvennoj-problematiki-v-finskoj-literature-dlya-detej-i-podrostkov-2019-statya/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.