Первое из системы финских причастий.
Иногда I причастие называют причастием незаконченного действия настоящего времени. Другое название: активное причастие настоящего времени.
Выражает деятельность, которая происходит в данный момент или одновременно с другим действием. В роли определения это причастие соответствует определительному придаточному предложению:
itkevä lapsi (плачущий ребенок) = lapsi, joka itkee (ребенок, который плачет)
Venäjällä asuva nainen (в России живущая женщина) = nainen, joka asuu Venäjällä (женщина, которая живет в России)
Taulu esittää onkivaa poikaa. — Картина изображает мальчика, который удит рыбу (удящего(?)).
Образуется из сильной гласной основы глагола (k, p, t — сохраняются), т.е. более строго — из основы 3 лица ед.ч. настоящего времени изъявительного наклонения актива, путем прибавления показателя I причастия -va/-vä. Говоря проще — берете глагол в форме «он» — вспоминаете его основу — и добавляете окончание.
lukea — luke- — lukeva (читающий)
lähteä — lähte- — lähtevä (отправляющийся)
vastata — vastaa- — vastaava (отвечающий)
levätä — lepää- — lepäävä (отдыхающий)
juosta — juokse- — juokseva (бегущий)
tulla — tule- — tuleva (приходящий)
ikävöidä — ikävöi- — ikävöivä (скучающий)
На русский язык переводится действительным причастием настоящего времени («делающий, пьющий, читающий» — т.е. причастием с суффиксами -ущ, -ющ, -ащ, -ящ).
Некоторые учебники называют это причастие отглагольным прилагательным. Они вообще могут быть образованы от любых глаголов и живут своей самостоятельной жизнью именно как прилагательные: loistava — блестящий, taitava — опытный.
Если причастие стоит в косвенных падежах во мн.ч., то-va/-vä преходит в -vi-.
Katsoin itkeviä lapsia. — Я смотрел на плачущих детей.
I причастие актива, выступая в качестве определения, согласуется с существительным в падеже и числе, в качестве предикатива — с подлежащим в числе. То есть работает как прилагательное, как и в русском, сравните: красивая женщина — плачущая женщина.
Это причастие может выступать и в качестве существительного.
Важен порядок слов: причастие должно стоять непосредственно перед определяемым словом (существительным), а все определения относящие к причастию, стоят перед причастием.
vettä hylkivästä kankaasta (из воду отталкивающей ткани) = kankaasta, joka hylkii vettä (из ткани, которая отталкивает воду)
Takkini on tehty vettä hylkivästä kankaasta. — Моя куртка сделана из водоотталкивающей ткани.
Kenen tuo itkevä lapsi on? — Чей тот плачущий ребенок?
putoava lehti (падающий лист) — kolme putoavaa lehteä — (три падающих листа) — paljon putoavia lehtiä (много падающих листьев)
I причастие актива часто используется вместо придаточных предложений типа: …, että… (об этом подробно тут)
Kuulin, että Pekka on sairas. (Я слышал, что Пекка болеет.) = Kuulin Pekan olevan sairas.
Luulin, että hän tulee tänään kouluun. (Я думал, что он придет сегодня в школу.) = Luulin hänen tulevan tänään kouluun.
В таких предложениях и причастие и субъект (подлежащее) придаточного предложения стоят в форме генитива.
Вообще такую конструкцию называют причастной. При ее использовании подлежащее придаточного предложения (субъект, тот, кто совершает действие) ставится в генитив, а глагол — в первое причастие актива.
У первого причастия актива (форма-«tekevä») есть и более специальные функции. Оно может описывать в риторическом или формальном контексте будущее время:
Isänmaa ei ole unohtava teidän sankaritekojanne. — Родина не забудет Ваших подвигов.
Это выражение может быть использовано для описания действия, которое погружено в прошлое, но относилось тогда к будущему:
Tämä lapsi oli näkevä ja kokeva paljon. — Этот ребенок увидит и испытает многое.
Nyt syntynyt lapsi on kerran pelastava maailman. — Родившийся сейчас ребенок когда-нибудь спасет мир.
Это использование первого причастия актива очень специфично и в принципе устаревшее.
В разговорной речи причастие обычно не нагружают дополнительными определениями, но в письменном литературном языке мы можем встретить и такое:
Suomen eri yliopistoissa stipendiaatteina suomea ja sen sukukieliä opiskelevat ulkomaalaiset opiskelijat ovat kotoisin monista eri maista. — Иностранные студенты-стипендиаты, изучающие финский язык и родственные ему языки в разных университетах Финляндии, родом из многих разных стран.
🙂
Просто совет — встречая такие предложения, не переводите их с начала, всегда нужно найти подлежащее, а потом уже идти от него.
I причастие актива во множественном числе используют для образования формы «olla tekevinään» (смотрите по ссылке).
В давние времена признак -va/-vä имел вид -pa/-pä, но следы этого еще остались в современной лексике:
käypä — общепринятый (выражение), находящийся в обращении (о деньгах), ходовой (товар)
kaikkivoipa — всемогущий (анализируя: kaikki voiva — «могущий все»)
Некоторые слова с таким признаком «оторвались» от группы причастий и стали чистыми существительными:
syöpä — рак (болезнь) (то есть едящий)
Про это причастие из финского учебника.
4 комментария
9 пингов
Перейти полю для комментария
1) Tämä lapsi oli näkevä ja kokeva paljon. — Этот ребенок увидит и испытает многое. — Может, все-таки этот ребенок увидел и испытал многое?
2) Isänmaa ei ole unohtava teidän sankaritekojanne. — Родина не забудет Ваших подвигов. — Подойдет ли сюда «не забывает»?
3) Suomen eri yliopistoissa stipendiaatteina suomea ja sen sukukieliä opiskelevat ulkomaalaiset opiskelijat ovat kotoisin monista eri maista. — Иностранные студенты, изучающие финский язык и родственные ему языки в разных универститетах Финляндии, родом из многих разных стран. — Получающие стипендию (стипендиаты) пропущено..
Автор
1. Это «будущее в прошедшем», да еще через I причастие актива.
Пример взят из серьезной книге, и именно так все. Другое дело, что это очень редкая форма, практически не употребляемая в современном финском.
2. Аналогично. Вопрос о будущем времени.
3. Да, поправляю.
Kenen tuo itkevä lapsi on? Кто — ЧЕЙ тот плачущий ребенок?
Автор
Правильно.
А как называется учебник используемый в этом уроке?
Автор
Никак. Материалы на этом сайте обычно компиляция из разных учебников.
Я имел ввиду картинку в самом низу, из какого она учебника взята?
Автор
Не помню. Может быть Suomen mestari-4.
«Kuulin, että Pekka on sairas. (Я слышал, что Пекка болеет.) = Kuulin Pekan olevan sairas.
Luulin, että hän tulee tänään kouluun. (Я думал, что он придет сегодня в школу.) = Luulin hänen tulevan tänään kouluun.»
Это не причастие, это Referatiivirakenne. Причастие образуется, если есть «joka», а тут «että». Измените пожалуйста информацию. Я это проверила с финном, учителем финского
Автор
Это Referatiivirakenne, в котором используется I причастие.
Здравствуйте!
В некоторых финских статьях я встречал 1-е причастие с притяжательными суффиксами: olevansa, olevasi и т.д., но не смог понять логики употребления, а в учебниках об этом вообще не написано. Вот пример из статьи (извиняюсь за тему 🙂 ): Kun Sirkka parikymppisenä kokeili kannabista ensimmäisiä kertoja, hän ajatteli olevansa paratiisissa. Или вот, например: Sanna Ukkola: Kuvitteletko olevasi älykäs – otan osaa: saatat hyvinkin olla väärässä. И ещё, с другим глаголом: SM-bändikisan kultamitalisti Onni Salmenkivi suunnittelee tekevänsä musiikista uran.
Подскажите, пожалуйста, когда такое употребляется?
Автор
https://www.suomesta.ru/2013/01/07/prichastnaya-konstrukciya-partisiippirakenne/
Спасибо большое за разъяснения!