В этом уроке:
- Множественное число партитива и генетива
В этом уроке мы продолжим разбирать множественное число, на этот раз в случаях довольно сложных, в падежах: генетив и партитив. Начнем с partitiivi, и тогда потом нам будет легче понять и усвоить genetiivi.
Показателем partitiivi в единственном числе будут являться окончания —a/-ä, —ta/-tä, —tta/-ttä. При этом в слове будет сильная основа.
На прошлом уроке мы выяснили, что показателем множественного числа является буква —i-. Что будет, если запихнуть эту —i- в слово с партитивом?
Мы знаем, если слово оканчивается на одну гласную, то в partitiivi добавляется окончание -a/ä. Но если между этих двух гласных (гласной от основы и гласной окончания) поставить i, то это i превратится в j! Потому что трех гласных подряд быть не может.
окончание основы + i |
примеры |
o + i = oi |
talo – taloi + a -> taloja |
i + i = ei |
tuoli –> tuolit –> tuolei + a -> tuoleja |
a + i = oi |
aita (забор) – aitoi + a -> aitoja |
Если же перед —i- стоит согласный, то ничего особенного не происходит, просто прибавляется партитивное окончание.
ä + i = i |
metsä – metsi + ä -> metsiä |
a + i = i |
sorsa (утка) – sorsi + a -> sorsia |
Есть еще слова на -si, основа которых в партитиве множественного числа не меняется:
uusi — uusia
käsi — käsiä
В остальных случаях будет добавляться -ta/-tä. Обратимся снова к таблице.
|
|
aa + i = ai |
vapaa – vapai + ta |
uo + i = oi |
suo – soi + ta — soita |
ai + i = ai |
hai – hai + ta — haita |
В многосложных словах:
1. там где, a/ä –> o/ö + -i-, прибавляется —ta/-tä
tutkija – tutkijoita
ikkuna – ikkunoita
kynttilä (свеча) – kynttilöitä
kännykkä — kännyköitä
2. где -a/-ä выпадает и просто прибавляется -i-, используется окончание -a/-ä
kuljettaja – kuljettajia
näkymä – näkymiä
mukava – mukavia
А еще в некоторых словах возможны оба варианта постановки окончания. Предлагаем вам табличку с этими словами, чтобы в случае чего было куда подглядеть.
Слова на: |
окончания слов –eja/-ejä |
-eita/-eitä |
-li |
hotelleja |
hotelleita |
-ri |
kellareja |
kellareita |
|
-oja/-öjä |
-oita/-öitä |
-lo/-lö |
vartaloja |
vartaloita |
-ro, -no |
numeroja |
numeroita |
-mo/-mö |
korjaamoja |
korjaamoita |
-kko/-kkö |
viidakkoja |
viidakoita |
Для чего же нам так мучиться? Зачем нужен monikon partitiivi — партитив мнжественного числа? Его значения:
1) Обозначение количества + monikon partitiivi
paljon poikia, lisää (еще больше) ihmisiä, vähän (немного) tuoleja
Но!!! Если слово абстрактное (или неисчисляемое), то используется единственное число!!!
например, paljon rahaa (raha – деньги – неисчисляемое существительное).
2) Партитив множественного числа в предложениях обладания и существования
1. Обладание чем-либо (мы не знаем при этом точно, сколько этого!).
Hänellä on ystäviä. — У него/нее есть друзья.
Tytöllä on nukkeja. — У девочки есть куклы.
2. Существование чего-либо (мы не знаем сколько!) где-либо.
Kadulla on autoja. — На улице машины.
Luokassa on nuoria opiskelijoita. — В классе молодые ученики.
3) Объект в партитиве множественного
1. Неизвестно количество объекта
Maija osti torilta tomaatteja ja kurkkuja. —Майа купила на рынке помидоры и огурцы.
Tapasin siellä uusia ihmisiä. — Я встретил там новых людей. (неизвестно сколько)
2. Продолжительный процесс
Pesemme tänään ikkunoita koko päivän. — Мы моем сегодня окна целый день.
Maija odottaa lapsia koulusta kotiin. — Майа ждет детей из школы домой.
3. Отрицательное предложение
He eivät lukeneet niitä kirjoja. — Они не читали те книги.
Isä ei ostanut uusia kenkiä Mikolle. — Папа не купил новых ботинок Микко.
4) Предикатив (именная часть составного сказуемого) в партитиве множественного (каковы вещи, люди, события)
Nuo naiset ovat kauniita. — Эти женщины красивы.
He ovat opiskelijoita. — Они ученики.
С genetiivi дела обстоят попроще. Напомним, что показателем этого падежа в единственном числе является окончание —n, которое присоединяется к слабой основе слова. Слово в genetiivi отвечает на вопрос «Чей? Чего?» и стоит перед определяемым словом. Генетив важен для нас также потому, что почти все послелоги требуют именно этого падежа.
Se on Matin kynä. — Это ручка Матти.
Siellä on kaupan katto. — Там крыша магазина.
Во множественном числе окончаниями генетива станут -en, -den = -tten, -ten. Внимание, основа слова остается сильной!
1) -en прибавляется там, где в партитиве множественного мы добавляли -a/-ä
hattuja – hattujen
eläimiä – eläimien
rakennuksia – rakennuksien
pankkeja – pankkien (поскольку перед -i- появилась согласная, превращаться в -j- ей уже не нужно)
poliiseja – poliisien
2) -den = -tten ставится там, где в партитиве множественного было -ta/-tä. Можно использовать и -den, и –tten, однако первое больше на слуху сейчас.
maita – maiden/maitten
lyhyitä – lyhyiden/lyhyitten
kahviloita – kahviloiden/ kahviloitten
3) –ten добавляется в случае согласной основы, где в партитиве единственного -ta/-tä.
1. Согласная основа оканчивается на -n, -l, -r + гласная -i
pieni – pien + tä – pienten
suuri – suur + ta – suurten
2. -nen
nainen – nais + ta – naisten
hevonen – hevos + ta – hevosten
3. Иногда может быть добавлено сразу к слову, оканчивающемуся на согласный.
kokous – kokousten (хотя можно и kokouksien)
eläin – eläinten (=eläimien)
Обратите внимание на слово lapsi. Оно может быть как lasten, так и lapsien.
Потренируемся в образовании и использовании рассмотренных сегодня падежей во множественном числе, а так же ознакомимся с новой лексикой.
Упражнение 1.
Дополните предложение словами в скобках, поставленными в партитив множественного.
Malli: Sukat ovat ihan (likainen) likaisia.
- Sakset ovat (terävä) ____________________.
- Rattaat ovat (uusi)__________________.
- Mies korjaa (putki, viemäri)_________________________________________.
- Lastenvaunut ovat (sininen)______________________.
- Housut ovat (lyhyt)_______________________.
- Isä ostin meille (vadelma, persikka, banaani)_____________________________________.
- Portaat ovat (laho)___________________.
- Häät olivat (hauska)______________________.
- Kutsut olivat ihan (onnisunut)___________________________________.
- Veli korjaa (radio, televisio, video)_____________________________________________.
- Ilmapallot olivat (suuri)____________________.
- Ostin (omena, päärynä, appelsiini)______________________________________________.
Ответы:
[spoiler]1. teräviä
2. uusia
3. putkia, viemäriä
4. sinisiä
5. lyhyitä
6. vadelmia, persikkoita, banaaneja
7. lahoja
8. hauskoja
9. onnistuneita
10. radioita, televisioita, videoita
11. suuria
12. omenoita, päärynöitä, appelsiineja
[/spoiler]terävä – острый
putki – труба
viemäri – водосток, уличная канализация
vadelma – малина
laho – гнилой
Упражнение 2.
Дополните предложение словами в скобках, поставленными в генетив множественного.
Образец:
Keskustelimme (naapuri) naapurien kanssa.
- (Matto)________________________tamppaaminen on raskasta.
- Hän matkusti (tuttava)____________________ luokse.
- (Pitkä silta)__________________________________rakentaminen on vaikeaa.
- (Rakennus)________________________ ympärillä on metsää ja luontoa.
- Linnut lensivät (pilvi)_____________________yläpuolella.
- Minä inhoan (vaate)_________________________silittämistä.
- Tyttö istui (kukka)_____________________keskellä.
- He palaavat vasta (usea päivä)_______________________________kuluttua.
- Minä pidän (elokuva)__________________________katsomisesta.
- (Vanha esine)_________________________________korjaaminen on tarkkaa homaa.
- Puhumme (taitelija)__________________________kanssa.
- Hän teki sen (lapsi)__________________________tähden.
Ответы:
[spoiler]1. mattojen
2. tuttavien
3. pitkien siltojen
4. rakennuksien
5. pilvien
6. vaateiden
7. kukkojen
8. useiden päivien
9. elokuvien
10. vanhojen esineiden
11. taitelijoiden
12. lapsien/lasten
[/spoiler]matto – ковер
pilvi – туча, облако
useat – многие
esine – вещь
Упражнение 3.
Заполните пробелы словами в скобках.
Образец:
Kaupungissa on paljon (museo) museoita. Tässä on museoiden aukioloajat.
- Teillä on (bensiiniasema)_________________________. ________________________ kahvilat ovat auki.
- Puistossa on paljon (lintu)_________________. Kuuntlimme_________________ laulua.
- Tässä kaupassa on paljon (peruna)______________________. ________________________ laatu vaihtelee.
- Asemalla on paljon (juna) __________________. Tällä seinällä on ___________________aikataulut.
- Koulussa on paljon (opettaja)____________________________. Keskustelimme _________________________ kanssa.
Ответы:
[spoiler]1. bensiiniasemia, bensiiniasemia
2. lintuja, lintujen
3. perunoita, perunoiden
4. junia, junien
5. opettajia, opettajien
[/spoiler]
17 комментариев
2 пинга
Перейти полю для комментария
В упр. 3 н.8. «leppäkerttuista» ошибочка, нужна 1 t
и в упр. 5 н.10 hauskoihin herroihin
Автор
Да, Вы правы. Эти материалы не мои, проглядел.
А почему ai, а не oi в правиле: oi + i = ai
voi – voi + ta — voita
Автор
Не понял вопрос.
Слово voi — масло, односложное, заканчивается на дифтонг — поэтому -ta.
В начале этого урока написано, что 3 гласных подряд быть не может. Это всегда так или это касается только партитива мн.ч.?
Потому что ниже, в ключах к предыдущему уроку, есть слово museoissa, где как раз 3 гласных подряд. Или тут дело в том, что слово заимствованное?
Автор
oi — это не две гласные [ой]
в oтветаx на упражнения предыдущего урока ошибки:
Упражнение 1 : 4) uimarannoissa — imaranoilla
8) kaukaisissa saarissa — kaukaisilla saarilla.
1) Объясните почему в первом упражнении в последнем предложении слова omena, päärynä в партитиве множ числ используется окончание —ta/-tä? Я правильно понимаю, что сначала мы смотрим на то, как слово будет заканчиваться в партитиве ед числ? И если так, то слова omena, päärynä согласно правилу (Финский язык. Урок 5….Если слово оканчивается на одну гласную, то в partitiivi добавляется окончание —a/-ä:
talo — taloa
päivä— päivää.. ). Со словом appelsiini все нормально.
2) Слово hauska. В ответе стоит hauskoja. Тут вопрос в принципе по теме предыдущего урока. Мы когда из номинатива переделываем это слово в moniko, то на какую таблицу ориентируемся? На вторую ведь? и слово двусложное? Haus-ka. Смотрим на первый слог что бы определиться с нашим будущим окончанием. И там стоят и буква А и буква U! Почему в таком случае мы выбрали вариант с А и окончание основы множ числ будет hauskoi-?
Автор
Это связано с особой парадигмой — слова из трех слогов.
Во втором упражнении ошибка: не kukkojen, а kukkien. И в третьем bensiiniasemia дублируется
Здравствуйте!
Здесь опечатка: oi + i = Ai
Должно быть: oi + i = Oi
Большое спасибо за курс! Все очень доходчиво разъяснено.
Опечатка: Isä ostiN meille
По-моему должно быть: osti
Опечатка: Kutsut olivat ihan (onnisunut)
По-моему должно быть: onnisTunut
Опечатка: korjaaminen on tarkkaa homaa
По-моему пропущена буква -m- в слове: homMaa
Опечатка: Puhumme (taitelija)
По-моему пропущена буква -i- в слове: taiteilija
Опечатка: Kuuntlimme
Пропущена буква -e-: kuuntElimme
В ответах к последнему 3 упр.в первой строке два раза ответ: bensiiniasemia, bensiiniasemia.
Предполагаю, второй ответ должен быть bensiiniasemien
bensiiniasemia, bensiiniasemien
попробую предложить добавить слова исключения в таблицу слов ц окончанием -ri, insinööri — insinöörejä; miljonääri — miljönäärejä
Автор
Да, именно так.