Финский язык. Урок 24. | Финляндия: язык, культура, история
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМОЧЬ САЙТУ МАТЕРИАЛЬНО - БЕЗ ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОН СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ СМОЖЕТ!

Финский язык. Урок 24.

ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК


В этом уроке:

  • Множественное число партитива и генетива
  • Упражнения

В этом уроке мы продолжим разбирать множественное число, на этот раз в случаях довольно сложных, в падежах: генетив и партитив. Начнем с partitiivi, и тогда потом нам будет легче понять и усвоить genetiivi.

Показателем partitiivi в единственном числе будут являться окончания —a/-ä, —ta/-tä, —tta/-ttä. При этом в слове будет сильная основа.

На прошлом уроке мы выяснили, что показателем множественного числа является буква —i-. Что будет, если запихнуть эту самую букву —i- в слово с партитивом?

Мы знаем, если слово оканчивается на одну гласную, то в partitiivi добавляется окончание -a/ä. Но если между этих двух гласных (гласной от основы и гласной окончания) поставить i, то это i превратится в j! Потому что трех гласных подряд быть не может.

окончание основы + i

примеры

o + i = oi

ö + i = öi

u + i = ui

y + i = yi

talo – taloi + a -> taloja

tyttö – tyttöi + ä -> tyttöjä

laukku – laukkui + a -> laukkuja

hylly (полка) – hyllyi + ä -> hyllyjä

i + i = ei

tuoli –> tuolit –> tuolei + a -> tuoleja

a + i = oi

aita (забор) – aitoi + a -> aitoja

piha (двор) – pihoi + a ->  pihoja

Если же перед —i- стоит согласный, то ничего особенного не происходит, просто прибавляется партитивное окончание.

ä + i = i

metsä – metsi + ä -> mets

a + i = i

sorsa (утка) – sorsi + a -> sorsia

kuva – kuvi + a -> kuvia

Есть еще слова на -si, основа которых в партитиве множественного числа не меняется:

uusi —  uusia

käsi —  käsiä

В остальных случаях будет добавляться -ta/-tä. Обратимся снова к таблице.

 

 

aa + i = ai

uu + i = ui

ii + i = ii/ei

vapaa –> vapai + ta -> vapaita

muu –> mui + ta -> muita

kallis –> kalliit –> kallii/kallei + ta — > kalleita

uo + i = oi

yö + i = öi

ie + i = ei

suo –> soi + ta -> soita

–> öi + tä -> öitä

tie –> tei + tä -> teitä

ai + i = ai

oi + i = ai

hai –> hai + ta -> haita

voi –> voi + ta -> voita

В многосложных словах:

1. там где, a/ä –> o/ö + -i-, прибавляется —ta/-tä

tutkija – tutkijoita

ikkuna – ikkunoita

kynttilä (свеча) – kynttilöitä

kännykkä — kännyköitä

2. где -a/-ä выпадает и просто прибавляется -i-, используется окончание -a/-ä

kuljettaja – kuljettajia

näkymä – näkym

mukava – mukavia

А еще в некоторых словах возможны оба варианта постановки окончания, то есть на ваш вкус. Предлагаем вам табличку с этими словами, чтобы в случае чего было куда подглядеть.

Слова на:

окончания слов –eja/-ejä

-eita/-eitä

-li

hotelli

metalli

sipuli (лук)

tunneli

seteli (банкнота)

 

hotelleja

metalleja

sipuleja

tunneleja

setelejä

 

hotelleita

metalleita

sipuleita

tunneleita

seteleitä

-ri

kellari (подвал)

kolari (авария)

paperi

teatteri

naapuri

mootori

parturi (парикмахер муж.)

lääkäri

 

kellareja

kolareja

papereja

teattereja

naapureja

mootoreja

partureja

lääkärejä

 

kellareita

kolareita

papereita

teattereita

naapureita

mootoreita

partureita

lääkäreitä

 

-oja/-öjä

-oita/-öitä

-lo/-lö

vartalo (туловище, фигура)

jäätelö (мороженое)

henkilö (личность)

yksilö (личность, индивидуум)

 

vartaloja

jäätelöjä

henkilöjä

yksilöjä

 

vartaloita

jäätelöitä

henkilöitä

yksilöitä

-ro, -no

numero

pusero (свитер)

kartano (особняк)

 

numeroja

puseroja

kartanoja

 

numeroita

puseroita

kartanoita

-mo/-mö

korjaamo (мастерская)

kampaamo (парикмахер жен.)

leipomo (булочная-пекарня)

näyttämö (сцена)

 

korjaamoja

kampaamoja

leipomoja

näyttämöjä

 

korjaamoita

kampaamoita

leipomoita

näyttämöitä

-kko/-kkö

viidakko (джунгли)

maljakko (ваза)

naulakko (вешалка)

lompakko (бумажник)

kolikko (монета)

muusikko

laatikko (ящик)

taulukko (таблица)

päälikkö (начальник)

 

viidakkoja

maljakkoja

naulakkoja

lompakkoja

kolikkoja

muusikkoja

laatikkoja

taulukkoja

päälikköjä

 

viidakoita

maljakoita

naulakoita

lompakoita

kolikoita

muusikoita

laatikoita

taulukoita

pääliköitä

Для чего же нам так мучиться? Зачем нужен monikon partitiivi — партитив мнжественного числа? Его значения:

1) Обозначение количества + monikon partitiivi

paljon poikia, lisää (еще больше) ihmisiä, vähän (немного) tuoleja

Но!!! Если слово абстрактное (или неисчисляемое), то используется единственное число!!!

например, paljon rahaa (rahaденьги – неисчисляемое существительное).

2) Партитив множественного числа в предложениях обладания и существования

1. Обладание чем-либо (мы не знаем при этом точно, сколько этого).

Hänellä on ystäviä. — У него/нее есть друзья.

Tytöllä on nukkeja. — У девочки есть куклы.

2. Существование чего-либо (мы не знаем сколько) где-либо.

Kadulla on autoja. — На улице машины.

Luokassa on nuoria opiskelijoita. В классе молодые ученики.

3) Объект в партитиве множественного

1. Неизвестно количество объекта

Maija osti torilta tomaatteja ja kurkkuja.Майа купила на рынке помидоры и огурцы.

Tapasin siellä uusia ihmisiä. Я встретил там новых людей. (неизвестно сколько)

2. Продолжительный процесс

Pesemme tänään ikkunoita koko päivän. Мы моем сегодня окна целый день.

Maija odottaa lapsia koulusta kotiin. Майа ждет детей из школы домой.

3. Отрицательное предложение

He eivät lukeneet niitä kirjoja. Они не читали те книги.

Isä ei ostanut uusia kenkiä Mikolle. Папа не купил новых ботинок Микко.

4) Предикатив (именная часть составного сказуемого) в партитиве множественного (каковы вещи, люди, события)

Nuo naiset ovat kauniita.Эти женщины красивы.

He ovat opiskelijoita. — Они ученики.

С genetiivi дела обстоят попроще. Напомним, что показателем этого падежа в единственном числе является окончание —n, которое присоединяется к слабой основе слова. Слово в genetiivi отвечает на вопрос «Чей? Чего?» и стоит перед определяемым словом. Генетив важен для нас также потому, что почти все послелоги требуют именно этого падежа.

Se on Matin kynä. — Это ручка Матти.

Siellä on kaupan katto. — Там крыша магазина.

Во множественном числе окончаниями генетива станут -en, -den = -tten, -ten. Внимание, основа слова остается сильной!

1) -en прибавляется там, где в партитиве множественного мы добавляли -a/-ä

hattuja – hattujen

eläimiä – eläimien

rakennuksia – rakennuksien

pankkejapankkien (поскольку перед -i- появилась согласная, превращаться в -j- ей уже не нужно)

poliisejapoliisien

2) -den = -tten ставится там, где в партитиве множественного было -ta/-tä. Можно использовать и -den, и –tten, однако первое больше на слуху сейчас.

maita – maiden/maitten

lyhyitä – lyhyiden/lyhyitten

kahviloita – kahviloiden/ kahviloitten

3) –ten добавляется в случае согласной основы, где в партитиве единственного -ta/-tä.

1. Согласная основа оканчивается на -n, -l, -r + гласная -i

pieni – pien + tä – pienten

suuri – suur + ta – suurten

2. -nen

nainen – nais + ta – naisten

hevonen – hevos + ta – hevosten

3. Иногда может быть добавлено сразу к слову, оканчивающемуся на согласный.

kokouskokousten (хотя можно и kokouksien)

eläineläinten (=eläimien)

Обратите внимание на слово lapsi. Оно может быть как lasten, так и lapsien.

Потренируемся в образовании и использовании рассмотренных сегодня падежей во множественном числе, а так же ознакомимся с новой лексикой. 


Упражнение 1.

Дополните предложение словами в скобках, поставленными в партитив множественного.

Malli: Sukat ovat ihan (likainen) likaisia.

  1. Sakset ovat (terävä) ____________________.
  2. Rattaat ovat (uusi)__________________.
  3. Mies korjaa (putki, viemäri)_________________________________________.
  4. Lastenvaunut ovat (sininen)______________________.
  5. Housut ovat (lyhyt)_______________________.
  6. Isä ostin meille (vadelma, persikka, banaani)_____________________________________.
  7. Portaat ovat (laho)___________________.
  8. Häät olivat (hauska)______________________.
  9. Kutsut olivat ihan (onnisunut)___________________________________.
  10. Veli korjaa (radio, televisio, video)_____________________________________________.
  11. Ilmapallot olivat (suuri)____________________.
  12. Ostin (omena, päärynä, appelsiini)___________________________________________.

Ответы:

Скрытый текст

1. teräviä

2. uusia

3. putkia, viemäriä

4. sinisiä

5. lyhyitä

6. vadelmia, persikkoita, banaaneja

7. lahoja

8. hauskoja

9. onnistuneita

10. radioita, televisioita, videoita

11. suuria

12. omenoita, päärynöitä, appelsiineja

teräväострый

putkiтруба

viemäriводосток, уличная канализация

vadelmaмалина

lahoгнилой 


Упражнение 2.

Дополните предложение словами в скобках, поставленными в генетив множественного числа.

Образец:

Keskustelimme (naapuri) naapurien kanssa.

  1. (Matto)________________________tamppaaminen on raskasta.
  2. Hän matkusti (tuttava)____________________ luokse.
  3. (Pitkä silta)__________________________________rakentaminen on vaikeaa.
  4. (Rakennus)________________________ ympärillä on metsää ja luontoa.
  5. Linnut lensivät (pilvi)_____________________yläpuolella.
  6. Minä inhoan (vaate)_________________________silittämistä.
  7. Tyttö istui (kukka)_____________________keskellä.
  8. He palaavat vasta (usea päivä)_______________________________kuluttua.
  9. Minä pidän (elokuva)__________________________katsomisesta.
  10. (Vanha esine)_________________________________korjaaminen on tarkkaa homaa.
  11. Puhumme (taitelija)__________________________kanssa.
  12. Hän teki sen (lapsi)__________________________tähden.

Ответы:

Скрытый текст

1. mattojen

2. tuttavien

3. pitkien siltojen

4. rakennuksien

5. pilvien

6. vaateiden

7. kukkojen

8. useiden päivien

9. elokuvien

10. vanhojen esineiden

11. taitelijoiden

12. lapsien/lasten

mattoковер

pilviтуча, облако

useatмногие

esineвещь 


Упражнение 3.

Заполните пробелы словами в скобках.

Образец:

Kaupungissa on paljon (museo) museoita. Tässä on museoiden aukioloajat.

  1. Teillä on (bensiiniasema)_____________. ____________________ kahvilat ovat auki.
  2. Puistossa on paljon (lintu)_________________. Kuuntlimme_________________ laulua.
  3. Tässä kaupassa on paljon (peruna)_______. ________________________ laatu vaihtelee.
  4. Asemalla on paljon (juna) __________________. Tällä seinällä on __________aikataulut.
  5. Koulussa on paljon (opettaja)____________________________. Keskustelimme ___kanssa.

Ответы:

Скрытый текст

1. bensiiniasemia, bensiiniasemia

2. lintuja, lintujen

3. perunoita, perunoiden

4. junia, junien

5. opettajia, opettajien 


СЛЕДУЮЩИЙ УРОК

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.suomesta.ru/2013/01/06/finskij-yazyk-urok-24/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.