«

»

Янв 06 2013

Распечатать Запись

Финский язык. Урок 23.

  • Множественное число в падежах


Сегодня мы разберем довольно сложную, но очень важную тему множественного числа в различных падежах. Кроме множественного числа в партитиве и генетиве, которые требуют отдельного рассмотрения.

Как мы уже знаем, показателем простого множественного числа номинатива, т.е. nominatiivi monikko, является окончание —t, прибавляемое к слабой гласной основе.

В остальных падежах дело обстоит совсем не так: показателем множественного числа там служит буква —i-!

Падежные окончания, как в единственном, так и во множественном числе одни и те же, кроме иллатива, партитива и генитива.

Начнем с простого, с неизменных окончаний.

-i-ставится между основой слова и падежным окончанием. Если в каком-либо из падежей в единственном числе мы используем слабую основу, то и во множественном будет она же. Соответственно, если сильную (в эссиве, иллативе, партитиве), то и во множественном будет сильная.

Предлагаем вам три таблицы, в которых доступно описано, что происходит с основами слов, если к ним прибавлять i.

Таблица 1

 

окончание основы + i Примеры Пояснения
o + i = oi
ö + i = öi
u + i = ui
y + i = yi
talo – taloilla
tyttö – tytöille
laukku – laukuissa
hylly – hyllyillä
i образует дифтонг краткой гласной.
ä + i = i
e + i = i
metsä – metsissä
järvi –> järvet –>järvissä
ä и e выпадают.Интересно, что слово, заканчивающееся на -i часто имеет основу на -e-, но при образовании множественного числа эта i к нему снова возвращается.
i + i = ei tuoli –> tuolit –> tuoleilla А там, где e и в помине не было, оно вдруг появляется.
aa + i = ai
uu + i = ui

Но! ii + i = ii/ei
vapaa – vapaissa
muu – muilla
kallis –> kalliit –> kalliilla/kalleilla
Одна из долгих гласных сокращается.В случае с двойной i возможны оба варианта.
uo + i = oi
yö + i = öi
ie + i = ei
suo – soissa
öillä
tie – teillä
Первая буква дифтонга выпадает.
ai + i = ai
oi + i = oi
hai (акула) – haille
voi – voissa
Дифтонг на –i остается неизменным.

Таблица 2. Если основа слова заканчивается на -а- в двусложных словах.

 

a + i = i
 
sorsa (утка) – sorsille
kuva — kuvilla
а выпадает перед i,если в первом слоге u, o
a + i = oi
 
aita (забор) – aidoilla
vesa (побег растения) – vesoilla
piha (двор) – pihoilla
a переходит в о, если в первом слоге а, e, i

Таблица 3. Если основа заканчивается на -а- в многосложных словах. -a/-ä меняются на -o/-ö или выпадают в зависимости от того, на что заканчивается слово.

 

a/ä –> o/ö

a выпадает

-i(j)a/ -i(j)ä
tutkija (исследователь) – tutkijoilla
näyttelijä (актер) – näyttelijöille
asia – asioissa
-aja/-äjä
kääntäjä* (переводчик) – kääntäjillä
kuljettaja (водитель) — kuljettajille
-na/-nä
ikkuna – ikkunoista
päärynä (груша) – päärynöille
-ma/-mä
asema (вокзал) – asemilta
näkymä (вид) — näkymillä
-la/-lä
ravintola – ravintoloista
kynttilä (свеча) – kynttilöiltä
-va/-vä
mukava – mukavilla
ystävä – ystäville
-ra/-rä
tavara (товар) – tavaroilla
ympyrä (круг) – ympyröistä
-ea/-eä
oikea – oikeista
tärkeä (важный) – tärkeillä
-kka/-kkä
mansikka (клубника) – mansikoissa
kännykkä (мобильник) — kännyköistä
 

* В финском, как и во многих других языках, переводчик письменный (тот, который переводит тексты) и устный (например, на переговорах) обозначаются разными словами. Так, kääntäjäписьменный переводчик, tulkkiустный.

Обратите внимание на прилагательные:

ihana –> ihanilla

kamala (ужасный) –> kamalissa

ahkera (усердный) –> ahkerille

hämärä (темный) –> hämärillä

valoisa (от valoсвет, соответственно, светлый) –> valoisista

И на местоимения:

tämä –> nämä –> näissä

tuo –> nuo –> noilla

Теперь перейдем к падежам, окончания которых меняются во множественном числе. Сегодня посмотрим на иллатив, а генетив и партитив разберем в следующем уроке, потому как там не все просто со значениями.Значение же иллатива мы знаем, а вспомнив, как он образуется в единственном числе, легко образуем форму множественного, при этом не забываем о том, что в иллативе всегда сильная основа.

Окончания прибавляются к основе множественного числа!!! См. таблицы выше.

Соответственно, если основы множественного числа заканчиваются на —i-, то это i удлиняется.

lehmä (корова) –> lehmi + in –> lehmiin

tehtävä (задание) –> tehtävi + in –> tehtäviin

Окончание –hVn становится -hin.

* V — это любая гласная

kirja –> kirjoi- + hin –> kirjoihin

tomaatti –> tomaattei- + hin –> tomaatteihin

Окончаниеseen превращается в-siin.

rakas –> rakkaa- –> rakkai + siin –> rakkaisiin

lentokone –> lentokonee- –> lentokonei + siin –> lentokoneisiin

Потренируемся в образовании множественного числа в разных падежах, заодно вспомним некоторые глаголы управления и познакомимся с новой лексикой.


Упражнение 1

Дополните предложение Haluan käydä… следующими словами во множественном числе:

Образец: (teatteri) Haluan käydä teatereissa.

1. (museo) ____________________________________________________________________.

2.(vanha kirkko)________________________________________________________________.

3. (kirjasto)____________________________________________________________________.

4. (uimaranta)__________________________________________________________________.

5. (puisto)_____________________________________________________________________.

6. (baari)______________________________________________________________________.

7. (kahvila)____________________________________________________________________.

8. (kaukainen saari)_____________________________________________________________.

9. (tuo linna)___________________________________________________________________.

10. (tämä vuori)________________________________________________________________.

Ответы:

uimarantaпляж

puistoпарк

kaukainenдалекий

linnaкрепость

vuoriгора


Упражнение 2

Дополните предложение Me matkustamme… аналогично предыдущему упражнению.

Образец: Me matkustamme busseilla.

1. (tämä nopea juna)_____________________________________________________________.

2. (tuo uusi metro)______________________________________________________________.

3. (oma auto)__________________________________________________________________.

4. (kallis taksi) _________________________________________________________________.

5. (hävittäjä)_________________________________________________________________.

6. (raitiovaunu)_________________________________________________________________.

7. (polkupyörä)_________________________________________________________________.

8. (purjevene)__________________________________________________________________.

9. (helikopteri)_________________________________________________________________.

10. (suuri laiva)________________________________________________________________.

Ответы:

nopeaбыстрый, скорый

hävittäjäистребитель, эсминец

raitiovaunuтрамвай

polkupyöräвелосипед (polkuтропинка, pyöräколесо)

purjeveneпарусник

helikopteriвертолет

laivaпаром


Упражнение 3

Дополните предложение Minä pidän…

Образец: Minä pidän lapsista.

1. (suloinen vauva)______________________________________________________________.

2. (vanha ihminen)______________________________________________________________.

3. (liukas tie)__________________________________________________________________.

4. (lämmin käsi)________________________________________________________________.

5. (kirkas väri)_________________________________________________________________.

6. (kaunis ruusu)_______________________________________________________________.

7. (suuri tumma virta)___________________________________________________________.

8. (leppäkerttu)________________________________________________________________.

9. (kilpikonna)_________________________________________________________________.

10. (puhdas vaate)______________________________________________________________.

Ответы:

suloinenпрелестный

vauvaмладенец

liukasскользкий

kirkasяркий

väri цвет

virtaрека

leppäkerttuбожья коровка

kilpikonnaчерепаха

puhdasчистый


Упражнение 4

Дополните предложение He osallistuvat…

Образец: He osallistuvat retkiin.

1. (kurssi)____________________________________________________________________.

2. (kokous)___________________________________________________________________.

3. (juhla)_____________________________________________________________________.

4. (seminaari)_________________________________________________________________.

5. (keskustelu)________________________________________________________________.

Ответы:

kokousсобрание

juhlaпраздник

keskusteluразговор


Упражнение 5

Дополните предложение Te tutustuitte…

Образец: Te tutustuitte moniin ihmisiin.

1. (moni paikka)________________________________________________________________.

2. (nähtävyys)__________________________________________________________________.

3. (majakka)___________________________________________________________________.

4. (uusi kirjailija)_______________________________________________________________.

5. (mukava rouva)______________________________________________________________.

6. (iloinen nuori)_______________________________________________________________.

7. (virkeä mummo)_____________________________________________________________.

8. (komea mies)________________________________________________________________.

9. (iäkäs vanhus)_______________________________________________________________.

10. (hauska herra)______________________________________________________________.

Ответы:

nähtävyysдостопримечательность

rouvaгоспожа

virkeäбодрый

mummoбабушка

komeaкрасивый (о мужчине)

iäkäsпрестарелый

vanhusстарик

herra сэр, господин


 

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.suomesta.ru/2013/01/06/finskij-yazyk-urok-23/

3 комментария

  1. лариса

    Прошу помочь разобраться.
    В теме об окончаниях в иллативе написано, что окончание hVn в односложных словах.
    Разве tomaatti односложное?
    tomaatti-tomaatei+hin

    1. admin

      Где там такое написано? Что только в односложных словах?

      Посмотрите тему «Иллатив» отдельно: https://www.suomesta.ru/2013/01/05/illativ/

      Нет там такого — talo-taloihin

      Другое дело, что групп-парадигм довольно много, запомнить их все сразу трудно, поэтому нужно делать делать упражнений (с ответами) или просто проверять — например, на этом ресурсе: http://en.wiktionary.org/wiki/tomaatti

      Я, если будет время, постараюсь поподробнее написать про образование множественного числа иллатива отдельно, но выработки автоматизма это не заменит.

      1. лариса

        Перед тем как задать вопрос, я возвращалась к уроку 6. Там и было написано что окончание hVn в односложных словах (если в конце 2 гласные), а seen в тех случаях, когда слово не односложное(если в конце 2 гласные).Это было легко понять и запомнить. Я рано радовалась)))))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *