Илмари Кианто * Ilmari Kianto | Финляндия: язык, культура, история
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМОЧЬ САЙТУ МАТЕРИАЛЬНО - БЕЗ ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОН СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ СМОЖЕТ!

Илмари Кианто * Ilmari Kianto

Представления о творческом пути писателя Илмари Кианто во многом определяются тем писательским мифом, который он сам создавал на протяжении своей долгой и богатой событиями жизни. Свой образ как писателя он канонизировал в мемуарах, которые выходили с конца 1920-х до 1950-х гг. Жизнь Кианто уже сама по себе была романом. Для последующих поколений особенно памятны яркие события в его личной жизни, образ писателя из глубинки, задавленного денежными проблемами, провокационная антихристианская позиция, его записка на русском языке, оставленная русским войскам во время Зимней войны, два его романа «Красная черта» (1909) и «Йосеппи из Рюсюранта» (1924), а также песня «Песня голодной страны», ставшая гимном провинции Кайнуу.

Литературное творчество Илмари Кианто во многих отношениях является необычным. Для него характерна широта временных и тема­тических рамок. Переменчивая творческая жизнь писателя продол­жалась более 60 лет. За это время он напечатал почти 60 произ­ведений, написал солидное количество статей, писем, дневников и рукописей, оставшихся неизданными.

Социальная позиция Кианто как писателя была критической. В его произведениях можно обнаружить жесткую критику интеллигенции, открытое обсуждение сексуальных проблем, непримиримое осуж­дение искаженных и ложных представлений церкви, религии и политики. Главный герой произведения «Оскорбивший лесничего» (1912) Херкко Тапио стал, возможно, первым непримиримым защит­ником идеологии зеленых в финской литературе.

Илмари Кианто (до 1906 г. Каламниус) родился в семье пастора из местечка Пулккила Августа Бенджамина Каламниуса и Септимии Сесилии Катарины Лундаль. Упоминания о роде Каламниусов встре­чаются, начиная с 15 в. Его основателем был крестьянин из Лохтая в Центральной Похъянмаа. Мужская половина рода встала на путь знаний в 16 в., и затем из поколения в поколение служила пасторами и чиновниками в Похъянмаа и на Крайнем Севере Финляндии. Род был большим, и по финскому обычаю имел множество связей с другими образованными фамилиями. Фамилия Каламниус берет начало в 17 в.

О предках Кианто по линии матери не столь много информации. Известно, что дед матери Кианто, бондарь Лapc Лундаль переехал в Куопио из Стокгольма в 1785 г. Сестры и братья матери Кианто были довольно одаренными. Двое из них обрели в свое время известность: актер Финского театра Каарло Бергбума Артур Лундаль и художница Амели Лундаль. Кианто унаследовал свои творческие наклонности в первую очередь от матери, которая играла на музыкальных инстру­ментах, писала стихи по-шведски и мастерски делала силуэтные портреты.

Но и в роду отца можно найти авторов опубликованных бел­летристических текстов. Литература Финляндии знает как минимум Иосефуса Каламниуса и его «Песнь сладостной победы» (1701), а также «Скорбные финские песни», написанные Габриелем Каламниусом в 1720 г. Старший брат Кианто Эдвин в 1888-1890 гг. пробовал себя в писательстве под псевдонимом Эско Виртала. Публикуя свое первое стихотворение в альбоме «Молодая Финляндия» в 1894 г., Кианто использовал псевдоним Илмари Виртала.

Свое детство Кианто провел в Суомуссалми. Школьные годы прошли в Оулу, где Илмари учился в лицее, получив аттестат зрелости в 1892 г. В 1892-1893 гг. он добровольцем проходил воинскую службу в 4 финляндском стрелковом батальоне в Оулу. Время военной службы стало для Кианто разочарованием, и он отказался от своих планов стать офицером. Вместо этого приобретенный опыт пробудил в Кианто критически настроенного анархиста и привел к становлению писателя. Первое его произведение, очерк на армейскую тему в виде дневниковых записей «На ложном поприще», появилось в 1896 г. В следующем году, когда Кианто опубликовал свой дебютный сборник «Песни гребца», уже можно было говорить о появлении неороман­тического лирика. Позже и в лирике появятся социальные тона.

Илмари Кианто учился в Александровском университете в Хель­синки по специальности русский и финский языки и закончил со степенью кандидата философии в 1898 г. В 1901-1903 гг., получив государственную стипендию, он изучал в Москве русский язык и лите­ратуру. Так он вошел в число тех так называемых «русских магистров», к которым относились довольно подозрительно из-за их слишком близких связей с Россией. В России Кианто много путешествовал. Его наиболее примечательной поездкой стало путешествие в Крым. Его книга в форме дневника «От берегов Кианты до Каспия» (1903) является интересной иллюстрацией того, каким русское общество представляется тогдашнему финну.

Годы, проведенные в России, были для Кианто писательской школой. Его русские литературные симпатии хорошо заметны по переводам. Он переводил на финский язык стихи Пушкина и Лермонтова, повести Немировича-Данченко, «Смерть» Льва Толстого (1905), произведение Гусева-Оренбургского «Россия молодая» (1906) и очень важный для его дальнейшего творчества роман Ивана Гончарова «Обломов» (1908).

Путешествие в Россию во многих отношениях способствовало радикализации взглядов Кианто. Особенно важной для него стала критика церкви и господствовавшей половой морали. Обе проблемы стали результатом глубоко личного опыта. Он чувствовал, что оказался в ловушке христианского воспитания, которое, в свою очередь, влекло за собой угнетенную сексуальную мораль. Идеал предельной плотской чистоты было сложно совместить с реалиями жизни молодого человека. После периода борьбы и рефлексии Кианто стал первым финским апостолом свободной любви, который открыто осуществлял свое учение. Свой личный опыт и чувства Кианто описал в романах, вышедших в начале 20 в., в частности, под псевдонимом Саланими (Salanimi по-фински «псевдоним«) и Антеро Авомиели (Avomieliоткровенность).

Вернувшись из России, Кианто в 1904 г. женился на Хилдур Молнберг. Преодолев многие трудности, пара зарегистрировала граж­данский брак в Хельсингборге в Швеции, потому что в Финляндии это было все еще невозможно. У них родилось восемь детей, самыми известными из которых стали настоятель церковного прихода Отсо Кианто (родился в 1911 г.) и журналист и писатель Уолеви Кианто (родился в 1917 г.).

В 1917 г. Кианто заключил «свободный брак» с Сивией Карппи. Он окончательно отказался от идеала своей молодости, толстовского вечного брака, о чем также свидетельствует вышедшая в 1917 г. книга «Супружество». От брака с Сивией родилось трое детей. Заключив свободный брак с Карппи, Кианто заинтересовался многобрачием, о чем он выступал с докладами в сельской местности Финляндии.

Во втором официальном гражданском браке с Эльзой Марией Кокко, оставшемся бездетным, Кианто состоял с 1933 г., а от второго «свободного брака» с Ракель Нюман в 1934 г. родилась младшая из детей Кианто Раийя-Лийса. Третий официальный брак с Эллой Мирьам Ляхтейнен Кианто заключил в возрасте 82 лет в 1956 г., и он продлился до смерти жены в 1961 г.

Всего у Кианто было 12 детей и 5 так называемых «открытых» и официальных браков, а также многочисленные связи с другими женщинами. О них он откровенно рассказывает в своих автобиогра­фических произведениях. Кианто был одним из первых финских писателей, попавших в объятия появившейся в 1960-е гг. «желтой прессы», в которой бурная жизнь и прошлое 90-летнего писателя описывалась в форме, к которой финны еще не привыкли.

Чтобы прокормить молодую семью, Кианто в 1904 г. поступил на работу в среднюю школу Каяни учителем русского языка. Активное участие во всеобщей забастовке осенью 1905 г. вызвало проблемы в школе, поэтому он ушел с этой должности и поступил в газету «Каянин Лехти» исполняющим обязанности главного редактора. Уволившись в следующем году и оттуда, он стал свободным писателем и всю свою дальнейшую жизнь содержал все разраставшуюся семью на средства от литературного творчества и благодаря благосклонной поддержке его издателя.

Впервые анархическое «я» писателя проявилось в 1908 г., с вы­ходом в свет его произведения «Святая ненависть». Главный герой книги является горячим критиком как церкви, так и господствующего общественного устройства, стремящийся к ницшеанскому «ниспро­вержению всех авторитетов».

«Святая ненависть» предваряла собой вышедшую в следующем году «Красную черту», которая сразу же была объявлена шедевром, изображавшим финскую народную жизнь. События «Красной черты» развиваются в период первых парламентских выборов 1907 г. Кианто тщательно и умело описывает политическую борьбу, в которой на место обещанного религией вечного блаженства приходит обещание счастья земной жизни. Он показывает, что и новая система использует в своих целях бедственное положение неимущих. Таким же методом Кианто воспользовался в другом своем прекрасном произведении, «Иосеппи из Рюсюранта» (1924), в котором объектом критики в конечном итоге становится интеллигенция, чурающаяся народа. Все попытки Иосеппи преодолеть нищету терпят неудачу. Только на пороге смерти Иосеппи осознает, что обретает чувство человеческого достоинства.

В 1918 г. Кианто занял четкую позицию на стороне белых — сборник стихов «Руби!» ошеломляет, если рассматривать его творчество с точки зрения толстовских идей. А когда в 1928 г. он опубликовал свой написанный десять лет назад военный дневник «На поле жизни и смерти», можно было сказать, что виртуоз изображения народа отвергает своих бедняков. Кианто смотрит на борьбу с точки зрения белых, но самым главным в книге все же остается подавленность перед лицом жестокости войны.

В начале 1910-х гг. Кианто построил для своей семьи дом в Суомуссалми, среди пейзажей своего детства. Этот дом, получивший название «Турьянлинна», финские солдаты сожгли во время отступ­ления в ходе Зимней войны в декабре 1939 г., обнаружив в доме сигарни­цу, на крышке которой Кианто написал по-русски: «Внимание: остров пуст, а также дача с восточной стороны и другие здания. Я знаком с Москвой. Был там в 1901-03 годы. Русские товарищи. Уважьте этот дом, когда будете проходить мимо! Здесь живет бедный писатель».

Знание русского языка не принесло Кианто счастья. В апреле 1940 г. его приговорили за попытку измены к 6 месяцам исправительной тюрьмы, а после отбывания наказания к лишению гражданского доверия на год. Следствием приговора стало также лишение звания почетного члена Союза писателей Финляндии, которым он стал в 1924 г. Честь писателя была, однако, восстановлена в 1957 г., когда Кианто была торжественно присуждена степень почетного доктора Хельсинкского университета. Кианто был похоронен на острове Ниеттуссаари, неподалеку от Турьялинны.

Мария-Лийса Невала

Приложение:

Илмари Каламниус, с 1906 Кианто, писательские псевдонимы АнтероАвомиели, Сала- ними, Илмари Виртала, род. 7.5.1874 Пулккила, умер 28.4.1970 Хельсинки. Родители: Август Бенджамин Каламниус, настоятель церковного прихода, и Септимия Сесилия Катарина Лундаль. Первая жена: 1904-1932 Хилдур Мария Молнберг (развод); вторая жена: 1917 — Сивия Карппи (свободный брак); третья жена: 1933 — Эльза Мария Кокко- Карппинен, умерла 1954; четвертая жена: Ракель Нюман (свободный брак); пятая жена: 1956 — Элла Мирьам Ляхтейнен, умерла 1961. Дети: Калеви, род. 1906; Салми Талвикки, род. 1908; Орвокки Хелми Симпукка, род. 1909; Отсо Тяхтивало, род. 1911; Веийо Вирмо Иматро, род. 1912; Виена Карма Сиркка, род. 1913; Йормо Габриель Сотавалта, род. 1915; Сорьо Уолеви, род. 1917; Карин, род. 1920; Райда, род. 1920; Марьятта, род. 1921; Раийя-Лийса род. 1934.

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.suomesta.ru/2018/07/04/ilmari-kianto-ilmari-kianto/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.