Для образования различных глагольных форм очень важно знать основу глагола. Основой глагола называется та его часть, которая остается, если отбросить личное окончание.
Minä luen (lue-), sinä kirjoitat (kirjoita-).
Основа глагола является гласной, если она оканчивается на гласный звук и согласной, если она оканчивается на согласный звук. Глаголы, имеющие только гласную основу, называются одноосновными. К ним относятся глаголы из первой и второй группы из таблицы ниже. Есть два важных исключения, глаголы nähdä и tehdä относятся ко второй группе, но согласную основу имеют:
nähdä (видеть) – näe- (гласная основа) – näh- (согласная основа)
tehdä (делать) – tee- (гласная основа) – teh- (согласная основа)
Все остальные глаголы называются двухосновными.
Одноосновные и двухосновные глаголы могут иметь сильную и слабую основу, если в основе присутствует согласный, подверженный чередованию (k, p, t)
Одноосновные:
lukea (читать) – Lue/n. (слабая гласная основа) Hän luke/e. (сильная гласная основа)
Двухосновные:
hypätä (прыгать) – Minä hyppää/n. (сильная гласная основа) Hypät/köön! (согласная основа)
Классификации глаголов вещь довольно произвольная, но я буду придерживаться наиболее общеупотребительной системы – например, ею пользуется Leila White. Глаголы разбиты на 6 типов. 3-й тип разбит на группы.
Примерами для гласной основы даны глаголы в 1 лице единственного и множественного числа. Для согласной основы – из разных грамматических форм.
Классификация финских глаголов
№ |
Окончание |
Гласная основа |
Пример |
Согласная основа |
Пример |
1 |
Одноосновные:–aa/-ää -ia/-iä -oa /-öä -ea/-eä -ua/-yä |
Последняя гласная отбрасывается |
unohtaa – tietää – * tiedän, tiedämme toivoa – toivon, toivomme |
нет |
unohtakoon
tietäkööt
toivonut
|
2 |
Одноосновные:–da/-dä |
Отбрасывается окончание. |
syödä – syö- syön, syömme |
нет |
syökää |
3-1 |
–lla/-llä |
Окончание переходит в –le–. |
keskustella – keskustelen, keskustelemme tulla – tulen, tulemme |
Из глагола отбрасывается –la /-lä. |
keskustella – keskustellut tulla – tullut, tulkoot |
3-2 |
–nna/-nnä |
Окончание переходит в –ne-. |
panna – pane- panen, panemme |
Из глагола отбрасывается –na/-nä. |
panna – pan- pankaa |
3-3 |
–sta/-stä |
Окончание переходит в –se–. |
pestä – pesen, pesemme nousta – nousen, nousemme |
Из глагола отбрасывается –ta/-tä. |
pestä – pes- pessyt |
3-4 |
–ra/-rä |
Окончание переходит в –re–. |
surra – sure- suren, suremme |
Из глагола отбрасывается –ra/-rä. |
surra – sur- surrut |
4 |
-ata/-ätä -uta/-ytä -ota/-ötä |
Из окончания уходит –t-. |
haluta – haluan, haluamme luvata – lupaan. lupaamme |
Из глагола отбрасывается последня |
haluta – halutkoon luvata – luvat- luvatkoon |
5 |
–ita/-itä |
Окончание – переходит в –itse-. |
valita – valitse- valitsen, valitsemme |
Из глагола отбрасывается последня |
valita – valit- valitkaa |
6 |
–eta/-etä |
Окончание переходит в –ne–. |
paeta – pakene-* pakenen, pakenemme |
Из глагола отбрасывается последняя гласная –a/-ä. |
paeta – paet- paetkoon |
* Не забывайте про чередование согласных!
Про четвертую группу глаголов.
В некоторых глаголах этой группы происходит так называемое обратное чередование – то есть k-p-t появляются в основе, в некоторых нет.
Об этом: О чередовании согласных в глаголах четвертого типа
Про шестую группу глаголов.
В принципе эти глаголы довольно редкие. Они образуются от прилагательных или существительных и обозначают изменение состояния.
vanha старый – vanheta – стареть
pako– побег – paeta – убегать
koveta – Leipä kovenee kaapissa. – Хлеб твердеет в шкафу.
kylmetä – Ruoka kylmenee. – Еда стынет (досл. становится холодной).
lämmetä – Ilma lämpeni. – Воздух потеплел.
paheta – Sairaus paheni. – Болезнь сделалась хуже.
Есть исключения, точнее глаголы, которые своим окончанием напоминают глаголы шестой группы. Это глаголы
hävetä (стыдиться) – häpeä-
kiivetä (лезть, забраться на) – kiipeä-
ruveta (начать, приняться за)- rupea-
7 комментариев
Перейти полю для комментария
Лишняя буква в слове : ” unoh(h)taa — unohda-*unohdan “
Автор
Спасибо!
Mne kazhetsya ja nashla sait, kotoriy iskala polgoda. Spasibo vam za infu i podrobnost izlozheniya materiala))))))
а нас учили, что сильная основа это teke и näke
Автор
А есть противоречие между тем, чему учили и текстом в заметке?
Может это и не принципиально, но говорим то мы he tekevät, а не he tehevät. Запомнить проще TEKE, чем TEH
Здравствуйте, вроде должно быть не vaneta, a vanHeta. Заранее спасибо!