Финский язык. Урок 16. | Финляндия: язык, культура, история Уроки финского языка для начинающих.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМОЧЬ САЙТУ МАТЕРИАЛЬНО - БЕЗ ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОН СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ СМОЖЕТ!

Финский язык. Урок 16.

ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК


В этом уроке:

  • В гостях * Kylässä

  • Третий инфинитив (III. infinitiivi)


В гостях * Kylässä


— Päivää, Aleks! Hauska nähdä! — Здравствуй, Алекс! Очень рад тебя видеть!

— Hei Ville! Niin minustakin! Привет, Вилле! Я тоже очень рад!

— Tässä on kukkia, ole hyvä. Вот цветы, пожалуйста!

— Kiitos! Kuinka kauniita kukkia!Спасибо! Какие красивые цветы!

— Ville, saanko esitellä. Tässä on vaimoni Leena. Вилле, познакомьтесь, пожалуйста! Это моя жена Леена.

— Ville. Hauska tutustua. Вилле. Очень рад.

— Samoin.Я тоже очень рада. (Взаимно).

— Leena, missä sinä asut? Леена, где ты живешь?

— Asun Venäjällä, Pietarissa. Я живу в России, в Петербурге.

— Siispä sinä olet venäläinen? Значит, ты русская?

— Kyllä olen.  Да, я русская.

— Ja puhut niin hyvin suomea! Kuin suomalainen!  И так хорошо говоришь по-фински! Как финка!

— Kiitos kohteliaisuudesta.  Спасибо за комплимент.


Третий инфинитив (III. infinitiivi)


Иногда к глаголам в финском языке также могут добавляться и знакомые вам уже падежные окончания (-ssa/-ssä, -sta/-stä, -lla/-llä и др.). То есть ровно как к существительным или прилагательным. Это вообще важная особенность финского языка — что глаголы ведут себя как существительные. Эти окончания присоединяются к частице -ma-/-mä-, которая, в свою очередь, присоединяется к основе глагола.

Обычно такое явление имеет место, когда два глагола идут в связке (как в русском: иду гулять, отправился путешествовать).

Рассмотрим вышеизложенное на примерах. В них используются разные виды этой конструкции.

Liisa menee ravintolaan. – Лииса идет в ресторан.

Liisa menee syömään (syö//än). – Лииса идет поесть.  -> mennä (идти) + syödä (есть)

Я специально разбиваю глагол наклонной черточкой «/», чтобы было видно, из чего он состоит.

Liisa on ravintolassa. – Лииса в ресторане.

Liisa on syömässä (syö/mä/ssä).Лииса ест. (подчеркивается именно процесс) -> olla (быть) + syödä

Liisa tulee ravintolasta.Лииса возвращается из ресторана.

Liisa tulee syömästä (syö/mä/stä).Лииса возвращается с обеда. (в данном случае перевод на русский язык не будет буквальным) -> tulla (приходить) + syödä

Liisa matkustaa lentokoneella.Лииса путешествует на самолете.

Liisa matkustaa lentämällä (lentä/mä/llä).Лииса путешествует на самолете.

Если говорить строго грамматическим языком, то эта форма называется III. infinitiivi — третий инфинитив.

Есть несколько видов третьего инфинитива и для разных типов глаголов он будет образовываться следующим образом (в таблице на примере инессивной формы третьего инфинитива):

I.

asua

 

asumassa

 

II.

tupakoida

 

tupakoimassa

 

III.

opiskella

 

opiskelemassa

 

IV.

hypätä

 

hyppäämässä

 

V.

valita

 

valitsemassa

 

VI.

pimetä

 

pimenemässä

 

Для простоты эту, то есть инессивную форму инфинитива, можно называть формой «tekemässä«.

Посмотрите употребление третьего инфинитива в речи.

—         Sano minulle, miten minä voin oppia suomea nopeasti?

—         Olemalla ahkera, tietenkin. Jos asuu Suomessa ja puhuu vain suomea, oppii tietenkin nopeasti ymmärtämään ja puhumaan suomea. Opiskelemalla kotona teoreettisesti ja lukemalla ahkerasti oppii myös paljon.

—         Sinä olet taas kirjoittamassa kirjettä. Sinä olet ahkera kirjoittamaan. Kenelle sinä kirjoitat?

—         Älä ole niin utelias!

—         Anteeksi. Sinä kirjoitat tietenkin Liisalle.

—         Mistä sinä sen tiedät?

—         Minä olen hyvä arvaamaan. Kirjoittaako Liisa sinulle?

—         Hyvin harvoin. Hän on laiska kirjoittamaan. Mutta hän soittaa minulle usein.

—         Miksi sinä et sitten soita?

—         Minulla ei ole rahaa. Sitä paitsi minusta on kiva kirjoittaa.

arvataугадывать, отгадывать

uteliasлюбопытный

sitä paitsiкроме этого

kivaклассно, клёво, хорошо

Как видно из примеров, третий инфинитив иногда соответствует деепричастию в русском языке. Часто третий инфинитив употребляется с глаголом olla и глаголами движения:

olla kirjoittamassa kirjettäписать письмо (подчеркивается процесс)

mennä syömäänпойти поесть

Раньше мы отмечали, что ряд глаголов имеют сильное управление — то есть когда два глагола связаны друг с другом (в русском: идти спать, решить сделать).

Так же ряд глаголов требуется употребления после себя III. infinitiivi в той или иной его разновидности:

kieltää + tupakoimastaзапрещать курить

lakata + itkemästäпрекращать плакать

varoa + haavoitumastaостерегаться порезаться

joutua + tekemään приходится сделать

jättää + kiehumaanоставлять вариться

jäädä + työskentelemäänоставаться работать

pakottaa + vastaamaanпринуждать ответить

pyytää + tanssimaanприглашать танцевать

oppia + ymmärtämäänучиться понимать

auttaa + siivoamaanпомогать убирать

Употребление третьего инфинитива с глаголом tulla означает будущее время:

Tulen palaamaan.Я вернусь.


Упражнение 1.

Вставьте слова, указанные в скобках, в нужную форму.

1.

a. Mihin Liisa menee? _______________________ (ravintola syödä)

b. Missä Liisa on? _________________________

c. Mistä Liisa tulee? _________________________

2.

a. Mihin Liisa menee? _______________________ (kirjasto lukea)

b. Missä Liisa on? _________________________

c. Mistä Liisa tulee? _________________________

3.

a. Mihin Liisa menee? _______________________ (yliopisto opiskella)

b. Missä Liisa on? _________________________

c. Mistä Liisa tulee? _________________________

4.

a. Mihin Liisa menee? _______________________ (asema ostaa matkalippua)

b. Missä Liisa on? _________________________

c. Mistä Liisa tulee? _________________________

5.

a. Mihin Liisa menee? _______________________ (uimahalli uida)

b. Missä Liisa on? _________________________

c. Mistä Liisa tulee? _________________________

6.

a. Mihin Liisa menee? _______________________ (koti kirjoittaa kirjettä)

b. Missä Liisa on? _________________________

c. Mistä Liisa tulee? _________________________

7.

a. Mihin Liisa menee? _______________________ (ulos kävellä)

b. Missä Liisa on? _________________________

c. Mistä Liisa tulee? _________________________

8.

a. Mihin Liisa menee? _______________________ (toimisto tehdä työtä)

b. Missä Liisa on? _________________________

c. Mistä Liisa tulee? _________________________

Ответы:

Скрытый текст

1.

a. ravintolaan syömään

b. ravintolassa syömässä

c. ravintolasta syömästä

2.

a. kirjastoon lukemaan

b. kirjastossa lukemassa

c. kirjastosta lukemasta

3.

a. yliopistoon opiskelemaan

b. yliopistossa opiskelemassa

c. yliopistosta opiskelemasta

4.

a. asemaan ostamaan matkalippua

b. asemassa ostamassa matkalippua

c. asemasta ostamasta matkalippua

5.

a. uimahalliin uimaan

b. uimahallissa uimassa

c. uimahallista uimasta

6.

a. kotiin kirjoittamaan kirjettä

b. kotona kirjoittamassa kirjettä

c. kotoa kirjoittamasta kirjettä

7.

a. ulos kävelemään

b. ulkona kävelemässä

c. ulkoa kävelemästä

8.

a. toimistoon tekemään työtä

b. toimistossa tekemässä työtä

c. toimistosta tekemästä työtä

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.suomesta.ru/2013/01/04/urok-16/

2 комментария

4 пинга

  1. Лииса возвращается с обеда. (в данном случае перевод на русский язык не будет буквальным)
    А если «возвращается поев»?

    1. Для русского «поев» в финском есть в общем-то своя форма syötyä.

    • Вероника к 28.11.2018 в 13:41

    Объясните, пожалуйста, почему при образовании III.infinitiivi в слове hypätä — hyppäämässä происходит чередование (p/pp), а в словах kirjoittaа- kirjoittamassa, ymmärtää — ymmärtämään не происходит чередования (tt/t), (rt/rr)?

      • admin к 29.11.2018 в 08:14
        Автор

      Потому что разные парадигмы — hypätä относится к 4-й группе глаголов, kirjoittaa — к первой. То есть нужно сначала четко знать, к какому типу относится глагол, а уже потом использовать соответствующую парадигму (то есть то, как образуется III инфинитив от глагола соответствующей группы).

    • Мария к 07.07.2020 в 12:14

    А почему не luemassa? Почему К не уходит?

      • admin к 07.07.2020 в 16:46
        Автор

      Потому что суффикс -ma- открытый.

Добавить комментарий для Вероника Отменить ответ

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.