Страна общественных организаций * Социальные инновации Финляндии | Финляндия: язык, культура, история Из книги «100 социальных инноваций Финляндии», 2018.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМОЧЬ САЙТУ МАТЕРИАЛЬНО - БЕЗ ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОН СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ СМОЖЕТ!

Страна общественных организаций * Социальные инновации Финляндии


Из книги «100 социальных инноваций Финляндии», 2018.


В Финляндии на сегодняшний день действует 90-100 тыс. организаций, в которых участвует более 4/5 населения всей страны. Многие являются членами сразу нескольких организаций. Как и другие народы Северных стран, финны активно участвуют в общественной деятельности, и по этому показателю занимают одно из ведущих мест в мире. Со временем рост не уменьшается, в 1996-2016 гг. было основано более 53 тыс. новых организаций. Институт общественных организаций и объединений очень быстро обновляется, и в начале 2017 года из реестра общественных организаций было удалено более 35 тыс. недействующих организаций. Большая часть из них были политическими организациями и движениями, местными филиалами организаций и движений в увядающей сельской глубинке, объединениями вымирающих профессий и ремесел, а также объединений людей по интересам, которые были вытиснуты новыми формами проведения досуга.

История создания общественных организаций уходит корнями во вторую половину XIX века, если не раньше. Такие «прогрессивные общества», как движение сторонников трезвого образа жизни, движение трудового народа, движение общества молодежи и кооперативное движение, действуя в рамках организованного сообщества, имели возможность представлять различные актуальные вопросы и свою идентичность. В них объединились попытки интеллигенции по построению нации и государства и формированию общества, которое, по международным понятиям, отличалось сильным социальным расслоением на классы.

Когда политический аппарат страны оказался в шатком положении, общественные организации взяли на себя политические задачи. Они стали рупором многих групп, что определенным образом отражало их связь с обществом. После признания всеобщего и равного избирательного права (1906 г.) образовалась система партий и зародилась культура организаций. К партийным организациям присоединились женские, молодежные, подростковые организации, организации пенсионеров, движение сторонников трезвого образа жизни, культурная и образовательная деятельность, клубы актеров и хоры, спортивные общества и профессиональная деятельность. Так произошло сначала в движении аграриев — центристов, социал-демократов и позднее в движении народных демократов.

Не все организации, однако, принадлежали к какой-либо большой идейной или политической группе. Во время войн рабочие не только голосовали за свою партию, а также читали, занимались музыкой, покупали каждодневные товары и сохраняли свои деньги в своих организациях и предприятиях. После Второй мировой войны зародилась деятельность партии народных демократов. Еще в 60-70-е годы многие социально-политические темы начала столетия встали на повестку дня наравне с новыми международными вопросами, и получили поддержку в волонтерских организациях. Ежегодно создавались сотни новых левых организаций, молодежных организаций, ассоциаций критиков в области культуры, обществ дружбы и обществ оказания помощи развивающимся странам.

Но уже с конца 70-х годов деятельность организаций, основывающаяся на классах и группах, начала приходить в упадок. В 80-х годах активно начали создаваться такие организации, в которых члены являются частными лицами, с разными интересами, не связанные никакими политическими идеями. В следующем десятилетии это направление только усилилось. Три из пяти основанных в середине 90-х годов организаций были различными культурными и спортивными организациями. В них люди вкладывали себя намного меньше, чем это было раньше при идейно-политических организациях.

Спортивные секции, клубы мотоциклистов или клубы для владельцев собак и кошек являются «частной» культурой, тогда как членство в патриотическом молодежном обществе или идеологически настроенной женской организации, которые привлекают своих членов к более крупному идеологическому целому. Поэтому они, в основном, не организуют кампании по привлечению членов и довольно редко относятся к какой-либо государственной центральной организации. Деятельность основывается на международных моделях или на близком окружении, «своих собственных моделях», куда люди не вступают через информацию из СМИ, и которые не проводит кампании на широкой арене общественной деятельности или социальных сетях. По сравнению со старыми организациями, деятельность новых организаций понимается кратковременной или менее постоянной. Также они были не такими большими по размеру, и связи членов организации были «легче». Их деятельность основывалась больше на собственных интересах и увлечениях людей, чем на вопросах производства или положения на рынке труда. Большая часть новых организаций пыталась изменить внутренний мир своих членов, а не мир вокруг себя.

Такое развитие «деполитизировало» деятельность организаций. Когда только небольшая часть личности человека привязывается к деятельности организации, из этого не может развиться массового политически настроенного участия. Членство, например, в обществе хоккея с мячом не запрещает членства в обществе по спортивной ходьбе. Тогда как раньше член скаутской организации не мог быть одновременно членом пионерского клуба. От проблем других людей легко отвернуться, если их не объединяют основанные на общем опыте связи, как это было во времена существования сильной культуры организаций.

Тем не менее, у организаций Финляндии по-прежнему присутствует политический потенциал. Организации не только являются все еще действующей главной магистралью финской общественной деятельности, но в их рамках также зарождаются культура критики и новые политические идеи. Большая часть т.н. волонтерской деятельности уже приобрела форму организации. Примером нового времени может быть то, что теперь, многие критические движения остаются вне рамок зарегистрированного объединения. Это явление подчеркивает как современную аполитичность деятельности организаций, так и сомнения относительно традиций организаций в общественной деятельности. И взамен деятельности по представлению интересов групп людей, в них присутствуют фрагментарные акции и слабые формы организованности.

В 2000-ых сформировалась новая, альтернативная традиционному облику общественных организаций, виртуальная форма самоорганизации в сети Интернет. Такие организационные формы, как и интересы, вокруг которых они создаются, могут указывать на трудность формирования прочной коллективной самобытности и идентичности. Они также могут указывать на переход от формы управления, основанной на прогнозировании и корпоративных характеристиках объединения, к гражданскому обществу и политической организации, для которых будут характерны непредсказуемость, политические и общественные колебания. Будущее покажет, сможет ли из интернет-сетей выйти новый подвид конкурентоспособной общественной деятельности.

Ристо Алапуро и Мартти Сиисиайнен, профессоры социологии университетов г. Хельсинки и г. Ювяскуля

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.suomesta.ru/2023/06/15/strana-obshhestvennyx-organizacij-socialnye-innovacii-finlyandii/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.