Реландер Лаури Кристиан * Relander Lauri Kristian | Финляндия: язык, культура, история
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМОЧЬ САЙТУ МАТЕРИАЛЬНО - БЕЗ ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОН СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ СМОЖЕТ!

Реландер Лаури Кристиан * Relander Lauri Kristian

Ла́ури Кри́стиан Рела́ндер (фин. Lauri Kristian, рожд. Ларс Кри́стиан Рела́ндер, швед. Lars Kristian Relander; 31 мая 1883 Куркиёки — 9 февраля 1942 Хельсинки) — второй президент Финляндии(1925—1931) от партии Аграрный союз.


Лаури Кристиан Реландер — наименее известный президент Финляндии. Часто его изображают как слабого и бесцветного президента, который в период внутриполитической нестабиль­ности позволял манипулировать собой и не имел собственной четкой линии. В сфере внешней политики при Реландере продолжалась изоляционистская политика, несмотря на то, что президент проделал существенную работу, представляя Финляндию за рубежом и устанав­ливая отношения с соседними странами на высшем уровне.

Избрание президентом республики в феврале 1925 г. малоизвестного во внутренней политике губернатора Выборгской губернии Лаури Кристиана Реландера, последовавшее после отказа К.Ю. Стольберга баллотироваться, стало большой неожиданностью. Президент, за которым закрепилось прозвище Ласси-путешественник (Reissu- Lassi), постоянно совершал государственные визиты и был желанным гостем на публичных мероприятиях в Финляндии. Президентство Реландера характеризовалось внутриполитической нестабильностью. Во внешней политике сложившиеся условия вынуждали продолжать изоляционистскую линию. Конец президентства был окрашен усиливающейся антикоммунистической активностью и подъемом правого радикализма. Противоречия с одним из лидеров Аграрного союза Кюёсти Каллио и слишком позитивное отношение к Лапуаскому движению привели к тому, что на президентских выборах 1931 г. Аграрный союз не выдвинул кандидатуру Реландера.

Исследователь

Ларе Кристиан (в школьные годы имя было изменено на финское Лаури) родился в Куркиёки, в карельской волости на берегу Ладож­ского озера, расположенной на полпути между Сортавалой и Кякисалми (Приозерск). Его отец, агроном Эвальд Кристиан Реландер, был сыном помощника приходского священника в Киихтелюсваара, а мать Гертруд Мария Олсони была дочерью пробста. Сдав выпускные экзамены в лицее с довольно средними результатами, Лаури Кристиан пошел по стопам отца, поступив на агронома.

Реландер получил степень кандидата философии, специализируясь в области агрохимии и экономики сельского хозяйства. Во время учебы Реландера университетское преподавание агрономии делало первые шаги. Для современного сельского хозяйства были недостаточны лишь знания и умения, передаваемые от отца к сыну. Сельское хозяйство все больше использовало новейшие достижения в растениеводстве и животноводстве. По этой причине сельскохозяйственное образование в это время быстро прогрессировало по всем направлениям; именно в этой сфере Реландер начал свою карьеру. После учебы он десять лет (1908-1917) был ассистентом на государственной опытной сельско­хозяйственной станции. Диссертация, написанная на немецком языке и посвященная всхожести семян, сделала Реландера одним из ведущих исследователей в области экспериментальной и селекционной агроно­мии в Финляндии. Однако результаты и методы его исследований подверглись сильной критике, когда он предпринял безрезультатную попытку получить доцентуру в университете. Решающее негативное заключение дал профессор А.К. Каяндер, ставший позднее премьер- министром.

В Аграрном союзе

Реландер, уже несколько лет входивший в Аграрный союз, после неудачи в научной карьере стал чиновником и политиком. Вступление в малочисленную и бедную Аграрную партию в 1907 г. стало для магистра Реландера, добившегося академического признания, прежде всего результатом идейного самоопределения. Это не могло быть оппортунизмом, во всяком случае, после того, как партия на первых парламентских выборах получила лишь девять мест, что стало для ее членов большим разочарованием. Партия не стала той могущест­венной партией, представляющей большинство населения — партией крестьян и сельского населения в целом, каковой она должна была стать. В партии, враждебно настроенной к господам, Реландер, в силу своего происхождения, оставался в некоторой степени чужим. С другой стороны, именно его образованность способствовала активному политическому старту. Общительный и склонный к компромиссам Реландер был избран депутатом в первый раз в 1910 г. В руководство Аграрного союза он вошел примерно в 1917 г.

Обретение Финляндией независимости и итоги гражданской войны способствовали быстрому развитию политической карьеры Реландера. Рост Аграрного союза, усиление его позиций в парламенте от выборов к выборам (26 депутатов в 1917 г., 42 — в 1919 г.) ставили перед представителями партии все более значимые задачи, для которых образованный, знающий языки и представительный Реландер был подходящим выбором. Он был председателем парламента в 1919 г. и частично на сессии 1920 г. В этом же году он был назначен губернатором Выборгской губернии. Это назначение поддерживалось депутатами от губернии, представлявшими самые разные партии.

Метод, которым пользовался Реландер в своей политической деятельности на посту президента, обнаружился еще во время заня­тия им предшествовавших должностей. Ближе всего его сердцу было счастье и преуспевание сельского населения, и особенно сельско­хозяйственных производителей. Как губернатор пограничной губер­нии, Реландер выступал за поддержание дисциплины и порядка на территории и активно участвовал в добровольной работе по обороне страны.

Хотя Реландер, как человек и политик, стремился к согласию, он не искал компромиссов на каких угодно условиях. По его мнению, национальное согласие требовало от левых принятие демократических правил игры, от правых — принятие республики, а от националистов — примирения в языковом вопросе. Свое мнение Реландер напрямую высказывал в речах и газетных статьях, иногда даже вызывая раздра­жение у руководства собственной партии.

В 1920-е гг. Реландер не стал ни министром, ни тем более премьер-министром, хотя на эту тему ходили всевозможные слухи. Но президент Стольберг ни разу не поручил ему формирование правительства. Пост министра оказался недосягаем, поскольку в решающие моменты Реландер не получал необходимой поддержки в собственной партии. Лидеры Аграрного союза Сантери Алкио и Кюёсти Каллио, в свою очередь, были раздражены частными политическими инициа­тивами Реландера.

Президентские выборы

Первый президент Финляндии К.Ю. Стольберг, был выбран парла­ментом. В 1925 г. впервые были избраны триста выборщиков для выборов президента республики. Плохие погодные условия во время выборов 15-16 января 1925 г. привели к тому, что процент проголосовавших был низким — 39,7 процентов. Особенно вяло прого­лосовали левые, поскольку было заранее известно, что президент будет избран из числа кандидатов от буржуазных партий.

Лаури Кристиан Реландер, которому исполнился всего 41 год, был выдвинут кандидатом от Аграрного союза только лишь после избрания выборщиков, за день до окончательного голосования. Неожиданная кандидатура была выдвинута карельским крылом партии, и это произошло в благоприятный момент, так как другие сильные представители партии, Сантери Алкио, Кюёсти Каллио и Э.Ю. Пехконен, отказались от выдвижения. Каллио, например, был вообще против выдвижения кандидатуры от партии и поддерживал избрание Ристо Рюти от Прогрессивной партии.

При голосовании выборщиков решающим в пользу избрания Реландера на пост президента стало то, что его кандидатура вызывала меньше возражений, чем Ристо Рюти. В Аграрном союзе и, частично, в Прогрессивной партии Рюти считали политиком, отрицательно настроенным к сельскому хозяйству. С другой стороны, Прогрессивная партия крепко держалась за кандидатуру Рюти и не соглашалась на избрание Ю.Х. Веннола — более приемлемой для Аграрного союза кандидатуры от Прогрессивной партии. Как представитель правого крыла аграриев и сторонник идеи национальной обороны, Реландер устраивал Коалиционную партию. Благодаря своей умеренной линии в языковом вопросе, он также устраивал шведоязычных выборщиков, которые помнили, что его жена была шведоязычной. Георг Шауман подметил после выборов: «Мы голосовали не за Лаури Кристиана, а за госпожу Реландер». В третьем туре голосовании Реландер получил голоса Аграрного союза, Национальной коалиционной партии и Шведской народной партии, победив Рюти 172 голосами против 109. Коммунисты воздержались.

Президент, вызывающий противоречивые чувства

Во время своего президентства Реландер вызывал весьма противо­речивые эмоции со стороны политической элиты Финляндии. С одной стороны, он по-прежнему часто принимал самостоятельные решения, раздражавшие его соратников в Аграрном союзе. С другой стороны, президент легко поддавался влиянию и прислушивался к сплетням, которые его часто обижали. Он легко верил людям, которым доверял, но вследствие невысокой самооценки президента отношения с этими доверенными лицами зачастую подвергались испытанию. О тонкости натуры Реландера можно судить по его посмертно опубликованным дневникам.

Во время президентства камнем преткновения для Реландера стала не только неопытность в государственных делах, но и его молодость, из-за чего политическая элита не могла воспринимать его серьезно. Энергичный и словоохотливый президент иногда действовал, не имея четкой линии, за что быстро ухватились его политические противники. С другой стороны, отсутствие четкой политической линии лишало Реландера поддержки людей, изначально относившихся к нему положительно.

В отличие от К.Ю. Стольберга, Реландер не воплощал в жизнь политическую программу, а решал вопросы и проблемы по мере их возникновения. Его линия, на вербальном уровне постоянно акцентировавшая справедливость и беспристрастность, могла показаться признаком слабости. Тень Стольберга мучительно преследовала Реландера повсюду: их постоянно сравнивали друг с другом.

Реландер особенно конфликтовал с лидером аграриев Кюёсти Каллио. Карельское крыло Аграрного союза и ранее, как в завуали­рованной, так и в открытой форме, критиковало группировку представителей Похъянмаа. Речь шла как о личных интригах, так и в дальнейшем о формировании политической линии. Так, например, Реландер, в отличие от Каллио, более благосклонно и терпимо относился к набиравшему силу правому радикализму. В борьбе за лидерство в Аграрном союзе, которая позднее вылилась в личное противостояние между Кюёсти Каллио и Ю.Э. Сунилой, симпатии Реландера были на стороне последнего. С Сунилой, который также был ученым-аграрием, Реландер был давно знаком. Об уязвимости личных связей президента, однако, свидетельствует то, что его отношения с волевым Сунилой, который, когда это было необходимо, быстро и без особого уважения мог убедить президента в чем-то, временами полностью прерывались.

Правительства во время правления Реландера, за исключением одного, были кабинетами меньшинства. Повторяющиеся неудачи в формировании правительства большинства, по существу, не были виной лично Реландера. Межпартийные отношения были натянутыми, а личностные конфликты довольно значительными.

Хотя Реландер на уровне эмоций относился к левым отрицательно, в конце 1926 г. он поручил Вяйно Таннеру, к которому питал большое уважение, сформироватьсоциал-демократическое правительство меньшинства. Он стремился более прочно привязать социал-демократов к парламентарной системе и, одновременно, побудить склонную к раздорам белую Финляндию к сотрудничеству, продемонстрировав, что существуют и другие варианты формирования правительств.

Таннеру, помимо поста премьер-министра, в течение трех с половиной месяцев пришлось исполнять обязанности президента, когда весной 1927 г. Реландер, очевидно, после перенесенного гриппа, получил осложнение на суставы. Болезнь временами была настолько серьезной, что врачи сомневались в выздоровлении. Во время болезни президента социал-демократ Таннер принял на Сенатской площади военный парад по случаю Дня национального флага, что вызвало критику со стороны левых и замешательство среди правых.

Во внешнеполитических вопросах Реландер особенно полагался на Ялмара Прокопе — министра иностранных дел в конце президентства Реландера, с декабря 1927 по февраль 1931 г. В вопросах безопасности Финляндия, за неимением альтернатив, продолжала политику «блестящей изоляции», которая была направлена, прежде всего, на поддержание независимости от Советского Союза. Отношение Реландера к Советскому Союзу было таким же, что и у других пред­ставителей несоциалистических партий. Он бы охотно приветствовал крах большевистской системы в России. Корректное отношение к Советскому Союзу главным образом проявилось в том, что Реландер в феврале 1930 г. встретился с советским послом в Финляндии, что вызвало бурю протеста в правых кругах. Финляндия, по мнению Реландера, должна была сыграть роль моста между странами Скандинавии и Балтии. С точки зрения Финляндии, скандинавско-балтийский союз, который имел бы хорошие отношения с Англией и Германией, обеспечил бы мир и на восточном направлении. И, напротив, к политике страны-лимитрофа в чистом виде Реландер относился отрицательно.

Несмотря на политику нейтралитета, Реландер завязал отношения с зарубежными странами, совершив официальные визиты в Эстонию, Швецию, Латвию, Данию и Норвегию. Поездки Реландера, с точки зрения выхода молодого государства на мировую арену, были очень важны. Вызывая в посещаемых странах большую публичную реакцию, эти визиты способствовали формированию образа Финляндии. Светс­кий и вызывающий симпатию президент формировал положительное преставление о Финляндии как о стране со стабильным и цивилизо­ванным обществом. Реландер был непринужденным в общении, что делало его желанным почетным гостем на различных мероприятиях в Финляндии. Он с удовольствием принимал участие в подобных событиях.

Финская пресса зачастую относились к поездкам президента критически, а карикатуристы черпали из них для себя материал. Ходила шутка, что Финляндия после президента-юриста получила президента-туриста. Реландера называли Ресандер (от шведского resa — путешествовать) или Ласси-путешественник. Но среди сограждан поездки президента по Финляндии и за рубеж вызывали также и большой положительный интерес. Они были заметной темой для новостей в еженедельниках и газетах. Можно сказать, что благодаря Реландеру президент сошел к народу с пьедестала, воздвигнутого чопорным Стольбергом.

Конец президентства

Надежды Реландера на следующий президентский срок рухнули, когда в 1931 г. Аграрный союз выбрал своим кандидатом не его, а Кюёсти Каллио, который на этот раз не отказался.

Реландер поддерживал борьбу с коммунизмом, начавшуюся в форме Лапуаского движения. К примеру, на открытии сессии парламента в начале августа 1929 г. он заявил, что народ ждет от парламента и правительства решительных действий против преступной агитации коммунистов. В Лапуаском движении он видел здоровую реакцию народа на антиобщественную деятельность. Хотя президент был обеспокоен проявлениями незаконности, связанными с правым радикализмом, его отношение к движению в целом оценивается как нерешительное. К огорчению Реландера, в кругах, критически относившихся к Лапуаскому движению, его речи и действия интерпретировали как знак его благосклонности к правому радикализму. Сам он считал самой большой своей ошибкой рукопожатие с Вихтори Косола, лидером Лапуаского движения, в связи с крестьянским маршем в июле 1930 г. Это действие рассматривалось как символ президентской неосмотрительности.

В ходе президентских выборов в январе-феврале 1931 г. Реландер, убедившись в отсутствии шансов собственного избрания, способствовал, и даже решающим образом, тому, чтобы его соратник по партии Кюёсти Каллио потерпел поражение в третьем туре. Он был удовлетворен тем, что президентом стал П.Э. Свинхувуд, которого он в 1930 г. назначил премьер-министром, чтобы восстановить в стране законный порядок. Реландер сначала сделал Свинхувуда своего рода теневым премьер-министром еще при правительстве аграриев во главе с Кюёсти Каллио, не имевшем широкой опоры. Кроме того, летом 1930 г. Свинхувуд сформировал буржуазное коалиционное правительство, после того, как правительство Каллио ушло в отставку в результате оказанного давления, хотя и получило только что от парламента вотум доверия.

По окончании президентства Реландер работал исполнительным директором компании, обеспечивающей страхование сельских жителей от пожаров, вплоть до своей скоропостижной кончины, последовавшей в 1942 г. в результате инфаркта. В отличие от своего предшественника Стольберга, Реландер после окончания президентского срока не вернулся в политику, хотя и наблюдал за ней с интересом. Он по-прежнему принимал участие в официальных мероприятиях, в основном в качестве почетного гостя на праздничных торжествах.

У Реландера и его жены Сигне, дочери торговца из Хельсинки, было двое детей. Свободное время Реландер с удовольствием проводил в Карелии и в Выборге. С 1924 г. он владел солидным садовым имением Памппусаари в окрестностях Выборга, за которым он вместе со своим садовником старательно ухаживал. Памппусаари было тем местом, где Реландер отдыхал и переводил дух даже в наиболее занятые и бурные периоды своей политической карьеры. Даже в годы жизни в Хельсинки Памппусаари оставался его настоящим домом, куда он собирался переехать по выходе на пенсию. Но этого так и не произошло. После Второй мировой войны Памппусаари остался на территории, переданной Советскому Союзу.

После Второй мировой войны Лаури Кристиан Реландер был наименее известным из президентов, с ним не были связаны никакие политические страсти. Заслуги Реландера были недооценены и занижены. Реландер не был таким вождем народа, которого бы в 1930-е гг. стремились вернуть в политику. С другой стороны, не было нужды и критиковать Реландера, поскольку после своего президентства он ни для кого не представлял политической угрозы. Он был и остался в стороне.

Политический климат после Второй мировой войны лишь усилил то весьма негативное впечатление, которое осталось от президентства Реландера и симпатий к правому радикализму. В собственной партии Реландера — Аграрном союзе, переименованном затем в Партию центра — никто не считал нужным защищать политику, связанную с именем Реландера. Обнародование дневников президента в 1967-1968 гг. позволило констатировать, что Лаури Кристиан Реландер был не таким уж слабым президентом, каким его изображали политические противники. В то же время дневники без прикрас рассказали, как доброжелательному и чувствительному Реландеру, став президентом, пришлось влезть в сапоги, оказавшиеся для него слишком великими.

Автор: Юкка-Пекка Пиетияйнен

Приложение:

Ларе Кристиан, Лаури Кристиан Реландер, род. 31.5.1883, Куркиёки, умер 9.2.1942, Хельсинки. Родители: Эвальд Кристиан Реландер, агроном, и Гертруд Мария Олсони. Жена: 1906-1942 Сигне Мария Эстерман, род. 1886, умерла 1962, родители жены: Юхан Фредрик Эстерман и Йоханна Каролина Юссель. Дети: Майя-Лиса (Бекман), род. 1907, умерла 1990, регистратор; Рагнар Олави Кристиан, род. 1910, умер 1970, художник.

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.suomesta.ru/2019/02/01/relander-lauri-kristian-relander-lauri-kristian/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.