«

»

Июл 17 2018

Распечатать Запись

Калле Пяятало * Kalle Päätalo

Калле Пяятало (Kalle Päätalo). 1919-2000. Финский писатель.

Калле Пяятало был последним крупным писателем финской национальной литературы, основной темой которого было изображение народа, он был микроисториком и пост­модернистским автобиографом. Его многотомный (26 томов) роман «Корни на круче реки Иийоки» — это самый длинный когда-либо напи­санный автобиографический роман. В Финляндии творчество Пяятало имело такое же значение, как роман Алекса Хейли «Корни» в мировом масштабе.

Темой романов Калле Пяятало являются жизнь людей и проис­ходившие в ней изменения в глухой провинции Северо-Восточной Похъянмаа, в период от 1920-х гг. до второй мировой войны и послевоенного восстановления и вплоть до 1960-х гг. Объектом изображения является практически тот же исторический период, что и в романах Вяйнё Линна, однако его подход иной, так как Пяятало не стремился к социальному анализу. Но ушедший жизненный уклад он зафиксировал этнографически точно. Феномен Пяятало возник, когда массовый читатель воспринял как нечто близкое изображенную им жизнь. Роман «Буря в Койллисмаа» превратила писателя в одного из наиболее продаваемых в Финляндии, и его популярность выросла еще больше, когда он начал писать автобиографический роман «Корни на круче реки Ийоки», разросшийся до 16 994 страниц. Каждый том разошелся тиражом свыше 100 000 экземпляров, но понадобилось время, прежде чем критики приняли роман.

Когда Калле Пяятало родился, его родители Херманни и Рииту Пяятало жили в Тайвалкоски арендаторами в хозяйстве Мякеля. Собственным домом в Каллиониеми в качестве мелких земледельцев семья обзавелась в 1922 г. Калле был старшим ребенком, поэтому ему пришлось рано начать зарабатывать: вместе с отцом он работал на сплаве и лесозаготовках. Когда отец заболел, Калле пришлось заботиться о том, как прокормить семью из восьми человек. Школу пришлось оставить, закончив четыре класса народной школы Йокиярви, хотя учеба давалась хорошо. Но у него осталось сильное желание читать и писать, поэтому муниципальная библиотека Тайвалкоски в двадцати километрах от дома стала важным для него местом.

В 1939 г. Пяятало пошел в армию добровольцем. Во время войны-продолжения он, будучи младшим сержантом противотанковой роты 53-го пехотного полка, был ранен, а в 1942-1944 гг. служил унтер-офицером хозяйственной службы в лагере для военных преступников на Карельском перешейке. После заключения мира Пяятало переехал в Тампере, где он работал и одновременно пытался учиться. Пяятало, превратившийся из лесоруба в плотника, поступил в техническое училище, закончил его и до 1963 г. работал мастером на стройке.

Еще в школе учитель разглядел в Калле Пяятало будущего писателя. Мать поддерживала сына, но отец был настроен решительно против, считая, что так пропадет хороший рабочий. Пятнадцатилетний лесо­руб, уже известный своей силой и трудолюбием, приобрел в качестве своеобразного пособия произведение Мики Валтари «Собираешься стать писателем?». Примерами для будущего писателя служили Пентти Хаанпяя и Тойво Пекканен; на него оказали влияние также Илмари Кианто, Ф. Э. Силланпяя, Кнут Гамсун и Федор Достоевский. Позже большое влияние на него оказали автобиографическое произведение Джека Лондона «Мартин Иден», «В людях» Максима Горького, а также произведения Олави Сииппайнена.

Самообразование при поддержке отдела рецензирования Союза «Нуори войма» (Союз Молодых Сил) принесли первые плоды, когда в 1939 г. Пяятало получил третью премию на конкурсе молодых писателей журнала «Нуори войма» за очерк «Мое самое сильное увле­чение». Писательской школой послужили также журналы «Похъёлан Яткя», «Сирпале», «Нюрикки», «Перьянтай», воскресные приложения к газетам «Аамулехти» и «Хельсингин Саномат», а также альманахи «Сеура» и «Илмаринен» и публиковавшие письма с фронта, различные истории и рассказы. Живя в Тампере, Пяятало в некоторое время участвовал в деятельности кружка рабочих писателей.

Дебютное произведение «Люди на лесах» в 1957 г. под названием «Будни стройки» было послано сначала в издательство «Вернер Сёдерстрём», затем в «Отава» и «Тамми». Все они вернули рукопись. И лишь редактор издательства «Гуммерус» Вилле Репо разглядел талант рассказчика и опубликовал роман. Произведение получило положительные отзывы как первая проба пера нового писателя из Тампере и первого реалистического романа о жизни строителей. Правда, авторитетный критик Алекс Матсон заметил, что излишняя основательность вредила достоверности. Пяятало сравнивали с Вяйне Линна и Лаури Виита, а членство в союзе писателей Пирккала приобщило его к писательскому сообществу.

Следующим произведением стал цикл романов «Койллисмаа», сос­тоявший из пяти частей. В нем через главного героя Кауко Саммалсуо показана борьба простого народа за существование. Помимо этого цикла Пяятало описал истории жизни бездомных лесорубов: Викке Нило в «Последнем лесоповале» и «Охотнике» и Микко Пуурро, Христоса из лесной избушки, в произведении «Осень благостного человека». Одновременно был написан роман «Голодный холм» о службе унтер-офицера хозяйственной службы Матти Лиекко в лагере для военных преступников Сийранмяки. Внешние литературные достоинства произведений признавались, но их критиковали за схема­тичный реализм и развлекательность.

Поскольку круг тем в романах Пяятало смыкался с темами произ­ведений Кианто и Хаанпяя, его самого стали называть «кайнусцем» (по названии провинции Кайнуу). Частота, с которой он публиковал свои новые произведения, принесла ему прозвище «писатель трилогий», так как господствовавшая модернистская эстетика предполагала урбанистское содержание и сжатую форму. На помощь Пяятало в 1960-е гг. пришло новое течение, т.н. документаризм. Когда в конце 1970-х гг. он получил Государственную премию, среди его заслуг были отмечены знание ушедшего образа жизни и диалекта.

Пяятало не отказался от прежних тем, но он отказался от формы реалистического романа, бросив тем самым вызов требованиям программного социализма, сформулированным левыми критиками. Главным героем его произведений становится личность, Калле, кото­рый вспоминает свою жизнь. На самом деле временное пространство цикла романов «Иийоки» было заявлено уже в дебютном произведении, в истории Мауно Иоенсиву. И хотя в основу был положен рассказ от первого лица, Пяятало сумел через субъективное отразить всеобщее, т. к. читателю, недавно переселившемуся в город, не представляло труда отождествить себя с преодолевающим житейские трудности рассказчиком.

На пользу Пяятало пошел и постмодернизм 1990-х гг., уничто­живший барьеры между высокой и низкой культурой. Были отмечены особый характер изображения народа и личности и богатство языка писателя. В его понимании человека и жизни видели проявление финского упорства, оптимизма и юмора, которые помогают человеку справляться с трудностями и побеждать. Критика утратила свое высо­комерие, когда пришло осознание значения Пяятало в утверждении финского самосознания.

Пяятало стремился к достоверности, но она не включала в себя объяснения всего мироздания. Действительность состоит из драмати­ческих событий, происходящих с человеком в его обыденной жизни и человеческих отношениях. Борьба человека важнее идеологических воззрений. Пяятало был начитанным человеком, и его связь с лите­ратурной традицией и символикой очевидна. Сквозь его произведения просматриваются мир лесорубов Хаанпяя, «Дорога мужчины» и «Прелесть и убожество человеческой жизни» Силланпяя и разобла­чительные романы Кианто.

Основными ценностями рассказчика — главного героя являются честность и упорный труд. Пяятало также перенял требование прилюдной исповеди, характерное для религиозного течения леста- дианства, распространенного на севере Финляндии: собственные слабости следует признать, а несправедливость должна быть исправ­лена. В признаниях «собственного Я» писателя раскрываются боль и стыд человека. По словам писателя Яакко Сюрья, Пяятало воссоздал целостную картину памяти в сознании финского человека. Сюрья объясняет свойственную Пяятало манеру повествования тем, что его различные слои становятся видны только в процессе длительного и основательного повествования-воспоминания. Таким образом, про­звучавшие в свое время сравнения Пяятало с Волтером Килпи или Марселем Прустом уже не кажутся преувеличением, как это было ранее.

Леена Кирстиня

Приложение:

Каарло Алвар Пяятало, Калле, род. 11.11.1919 Тайвалкоски, умер 21.11.2000 Тампере. Родители: Лаури Херман Пяятало, лесоруб, и Приитта Стиина (Рииту) Неуликко, наемная рабочая. Первая жена: 1944-1955 (развод) Хельви Мария Ояла, родители первой жены: Юхо Ояла, каменщик, и Санни Суоминен. Вторая жена: Элли Хелена (Леена) Янакка, родители второй жены: Мартти Йоханнес Янакка, смотритель, и Тююне Хелена Лампинен. Дети: Риитта, род. 1956; Элина, род. 1959.

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.suomesta.ru/2018/07/17/kalle-pyayatalo-kalle-paatalo/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *