Яакко Илкка * Jaakko Ilkka | Финляндия: язык, культура, история
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМОЧЬ САЙТУ МАТЕРИАЛЬНО - БЕЗ ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОН СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ СМОЖЕТ!

Яакко Илкка * Jaakko Ilkka

Jaakko Pentinpoika Ilkka

Финский крестьянин из Похьянмаа, предводитель крестьянского восстания, известного под названием «Дубинная война».

Изображений Илкки не сохранилось, но вот каким его видят финские реконструкторы:

jaakko_ilkka

(Около 1545 — 22.02.1557)

Яакко Илкка был зажиточным крестьянином из Похъянмаа, который по неизвестной для исследователей причине стал руководителем народного восстания, так называемой Дубинной войны. После кровавого поражения в Нокиа в 1596 г. руководители восстания с Яакко Илккой во главе были пойманы и казнены. В память о Яакко Илкке написаны стихотворения, пьесы, оперы, воздвигнуты памятники.

Отец Яакко Илкки Пентти Яаконпойка в 1553-1566 гг. был владельцем земельного надела Рахнасто в деревне Кокколанкюля в Илмайоки, пока не завладел находившимся в той же деревне двором Теннеялки, принадлежавшим крестьянину Сипи Лауринпойке. Объединенные наделы получили название Илккала. Имя Илкка, по всей видимости, пришло в Похъянмаа еще во времена миграции жителей Сатакунта, происходившей в раннее средневековье. В деревне Канкаантаанкюля в Пирккала находится старый дом Илкки, уже в 16 в. имя встречается в Вяхякюрё и Лапуа. Согласно преданию, Пентти Яаконпойка Илкка по линии жены был родственником первого ленсмана Илмайоки Матти Пентинпойки Пелтониеми. Очевидно, благодаря родственным связям, Яакко Пентинпойка Илкка три года был ленсманом, прежде чем Пааво Матинпойка, очевидно, его двоюродный брат, достигнув совершеннолетия, смог занять эту должность.

 * Ленсман (фин. Nimismies, швед. Länsman, норв. Lensmann) — исполнительный полицейский чин в сельских местностях Финляндии, Норвегии и Швеции, аналогичный по положению становому приставу в дореволюционной России. Под начальством ленсмана состояли низшие полицейские чины — яхтфохт, констабль и другие.

Илккала было вторым по размерам, после владений Пелтониеми, хозяйством волости. В нем уже во времена Пентти Яаконпойки было более 5 га пашни, 3 лошади и 20 голов рогатого скота. По примеру Пелтониеми, Яакко Илкка увеличивал свое состояние за счет актив­ной торговой деятельности. Он был сельским торговцем, а также перевозил к месту назначения товары, предназначавшиеся казне в качестве налогов. Так, летом 1586 г. он совершил поездку в Эстонию в качестве перевозчика грузов и, не исключено, одновременно по личным торговым делам, где оставил на складах в Таллине 110 бочек с зерном и 38 бочек с соленой рыбой. Известно, что Илкка продавал в Стокгольм масло и деготь. Когда годом позже была проведена опись его движимого имущества, в амбарах дома были те же самые товары для продажи: масло и деготь, а также целых 44 бочки зерна. На скотном дворе было 4 лошади, 30 голов рогатого скота и 32 овцы.

Таким образом, Яакко Илкка был богатым крестьянином, равных которому в Похъянмаа было сравнительно немного. После возвра­щения должности ленсманаПелтониеми он смогиспользовать приобре­тенную собственность в свою пользу другим способом. По примеру нескольких других сельских торговцев Южной Похъянмаа, Илкка закупил кавалерийское снаряжение и сам стал конником, получив за это — также как раньше за исполнение обязанностей ленсмана — освобождение от налогов. Возможно, у него в голове и мелькала мысль о достижении постоянного фрельзового освобождения, к которому, как опасались, действительно стремились ведущие рустгалтеры * провинции. Осенью 1592 г. Илкка получил от писаря-смотрителя Андерса Ларсинпойки свидетельство, согласно которому он принял участие в трех военных походах, содержа одну лошадь от своего хозяйства, а другую — в счет повинности по содержанию войска в мирное время (так называемый «крепостной налог»). Речь шла о российских походах Клауса Флеминга в 1591-1592 гг., когда он доходил до стен Новгорода. Помимо своего старого двора Илкка получил освобождение от налогов для второго, меньшего хозяйства, по описям числившегося запущенным, то есть не способным платить налоги; он приобрел его на свое имя у переселенца по имени Матти Саволайнен.

* рустгалтер  — ист. землевладелец, обязанный содержать конного солдата

Как стало возможным, что зажиточный рустгалтер стал предводи­телем участников Дубинной войны, это вопрос, на который из-за скудности источников сложно дать исчерпывающий ответ. Народное восстание началось именно из-за недовольства произволом и злоупотреблениями, связанными с «крепостным налогом». Предпо­лагается, что для Илкки было бы невыгодно действовать в качестве сельского торговца постоянно против своих покупателей. Но это же обстоятельство влияло и на других ратников, живших за счет местного населения и имевших полномочия по сбору налогов, однако они не изменили свою позицию даже после заключения Тявзинского мира, по-прежнему взимая «крепостной налог». Также высказывается мысль, что крутой поворот в поведении Илкки произошел из-за соперничества между родами Илкки и Пелтониеми. В этом случае стоит только удивляться, почему участники Дубинной войны не сожгли дворы братьев Туомаса и Мауну Пелтониеми, хотя подожгли или разграбили дома других ратников, которых были обязаны содержать местные крестьяне.

Есть основания полагать, что крестьяне предложили Илкке что-то выгодное, но неизвестно что именно. Возможно, на него повлияли заверения, полученные жителями Южной Похъянмаа от герцога Карла в 1595 г., то есть именно в год заключения мира, что впредь больше не придется платить «крепостной налог», хотя доверенное лицо проживавшего в Польше короля, его наместник в Финляндии Клаус Флеминг был другого мнения. В любом случае, Илкка вступил в контакт с наиболее авторитетным представителем герцога в Похъянмаа, ленсманом Пиетарсаари Хансом Хансинпойкой Форделем. Он осведомлялся у того в конце 1595 г., не следует ли забрать у конников собранное ими у крестьян зерно. Однако попытка, предпринятая в первые дни января 1595 г., не удалась. Илкка был арестован и посажен в крепость Турку. После побега, осуществленного при помощи свитой из одежды веревки, у него уже не было свободы выбора.

Восставшим крестьянам был нужен военный предводитель. Была выработана единая стратегия: двигаться из разных провинций против войск Флеминга в направлении Турку. Жители Похъянмаа должны были повести за собой жителей Хяме и Саво. Известно, что возглавить участников Дубинной войны предлагалось профессиональным воен­ным, например прапорщику Пекке Пиетаринпойке, проживавшему в Сулве. После того, как он и некоторые другие отказались, эта роль досталось Илкке. Он был единственным из народных руководителей Южной Похъянмаа, который имел хоть какой-то военный опыт. Он также получил необычайно широкие полномочия, например, право освобождать от походов непригодных. Согласно решению крестьян, все пригодные к службе мужчины должны были отправиться в поход. Конечно, там поневоле оказались и оппозиционные элементы, вследствие чего возникли разногласия. Первый серьезный инцидент произошел уже 19 декабря во время марша на Яласярви. Часть хотела изгнать ратников, находящихся на содержании местных крестьян, только из своих провинций и не выходить за ее пределы. Очевидным руководителем недовольных был рустгалтер Мауну Матинпойка Пел­тониеми, чей дом, вероятно, не был сожжен из-за того, что он пришел вместе с другими. По всей видимости, он раскаялся, но слово было за руководителями похода. Мауну Матинпойка был приговорен к смерти полевым судом и, согласно жестокому обычаю того времени, был опущен в прорубь под лед. Яакко Илкка и Юрьё Контсас подписали только двум искалеченным крестьянам свидетельства об освобождении от похода.

Вряд ли оппозиционные настроения в Яласярви полностью исчез­ли, они скрывались в душе многих. Дойдя к рождеству до Нокиа, участники Дубинной войны еще могли противостоять небольшим частям армии, но когда Клаус Флеминг в последний день года подо­спел туда со своими главными подразделениями, ситуация сразу же переменилась. Маршал хотел избежать кровопролития и предложил крестьянам мир на условии, что они на следующий день выдадут Илкку и других предводителей. Когда рядовым было обещано сво­бодное возвращение домой, поддержка предводителей Дубинной войны начала таять на глазах. Илкка заметил это и вместе со своими помощниками тайно пустился в бегство. Это, в свою очередь, по­влияло на развал всего состава участников Дубинной войны, и поскольку данное Флемингу обещание о выдаче выполнить было нельзя, началось бесконтрольное бегство. Кавалерия, посланная маршалом в погоню, забила до смерти многие сотни крестьян.

После кровавой бойни в Нокиа фохту Абрахаму Мелкиоринпойке, посланному королем Сигизмундом в Похъянмаа, было довольно легко поймать Яакко Илкку, Юрьё Контсаса, Пентти Пири и некоторых других предводителей крестьян. Позднее сам фохт рассказывал, что часть крестьян помогала ему в выполнении этого задания. Вопреки запоздавшему запрету Флеминга, Абрахам Мелкиоринпойка казнил их в конце января 1597 г. возле старой каменной церкви Исокюрё в Контсаансаари на Кюрёнйоки. Фохт не решился доставить Яакко Илкку к Флемингу в Пирккала, опасаясь, что крестьяне освободят его по дороге. Четвертованное тело Илкки доставили в Илмайоки, где крестьяне сняли его и устроили скромные похороны.

Первый этап Дубинной войны по имени своего предводителя называется Войной Илкки.

Автор: Армас Луукко

Приложение:

Яакко Пентинпойка Илкка, род. прибл. в 1550-е гг., умер — конец января 1597 Исокюрё. Родители: Пентти Яаконпойка, судебный заседатель, крестьянин-землевладелец, умер ок. 1585. Дети: Йоосеф Яаконпойка, род. ок. 1580, умер 1668, бургомистр.

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.suomesta.ru/2014/10/26/yaakko-ilkka-jaakko-ilkka/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.