Православные периодические издания в Великом княжестве Финляндском * Статья | Финляндия: язык, культура, история
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМОЧЬ САЙТУ МАТЕРИАЛЬНО - БЕЗ ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОН СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ СМОЖЕТ!

Православные периодические издания в Великом княжестве Финляндском * Статья

К. Е. Нетужилов


Общественный подъем, наступивший в России в 60-70-е гг. XIX в., ознаменовался, помимо многого другого, небывалым до того расцветом журналистики. Отмена цензурных строгостей, утверждение либеральных Временных правил о печати (1865), повторенных спустя два десятилетия, в 1885 г., создавало принципиально новую ситуацию для периодической печати. За сравнительно короткий промежуток времени возникли сотни новых журналов и газет. Многие из них быстро угасали, не просуществовав и года илив лучшем случае двух лет, другие выходили в свет по десять и более лет, некоторые издавались десятилетиями. В целом история дореволюционной журналистики в России изучена достаточно полно, и нет необходимости специально останавливаться на характерных особенностях различных этапов ее развития. Тем не менее ряд направлений, одним из которых является церковная периодическая печать, фактически выпал из поля зрения, и до сих пор почти не существует специальных работ, посвященных этой теме. Между тем церковная периодика составляла гигантский обособленный массив, и можно с уверенностью заявить, что ни одно ведомство Российской империи не имело такого обширного корпуса специальных периодических изданий, каким обладала Православная церковь. Православная журналистика Х!Х — начала ХХ в. может быть условно разделена на ряд направлений, обладающих специфическими особенностями, связанными с целями издания, ориентацией на определенные читательские круги и т. п. В качестве отдельных групп можно выделить издания официальной церковной печати (епархиальные ведомости, а также издания Св. Синода), издания духовных учебных заведений, духовно-просветительских обществ, приходские издания, а также православные газеты и журналы, издававшиеся частными лицами.

На территории Великого княжества Финляндского православная периодика была почти незаметна. За весь период между началом царствования императора Александра II, когда в стране начался бурный подъем журналистики, и приходом к власти большевиков, поставивших крест на свободной печати, на территории России существовало, по нашим подсчетам, около 250 православных печатных органов. На территории Великого княжества Финляндского было лишь только четыре издания, достаточно скромных как по содержанию, так и по степени общественной значимости и коммерческого успеха. Это напрямую связано с незначительной численностью православного населения Финляндии по отношению к населению неправославному. К концу ХК столетия здесь было всего около 50-55 тыс. православных жителей, значительная часть которых проживала в Приладожской Карелии, а остальные группировались вокруг русских гарнизонов. Действовали 72 православных храма (из которых заметную долю составляли полковые церкви) и два монастыря — Спасо-Преображенский монастырь на Валааме и Рождественский на о. Коневец. В 1892 г. на территории Финляндии была учреждена самостоятельная епархия, которую возглавил архиепископ Антоний (Вадковский), бывший до этого епископом Выборгским. Всего русская Православная церковь насчитывала на рубеже веков около шестидесяти епархий, и Финляндская по времени создания стала одной из самых последних.

Небольшое количество православного населения и позднее время образования самостоятельной епархии обусловило то, что на территории Финляндии так и не появилось местных епархиальных ведомостей — наиболее распространенной формы церковного официоза. В этом отношении Финляндская епархия оставалась единственной — даже в самых отдаленных новообразованных, с преобладанием неправославного населения епархиях — таких как, например, Забайкальская или Туркестанская, — к началу ХХ в. возникли свои официальные издания. Кроме указанных причин, определенную роль сыграла также и географическая близость Санкт-Петербурга в сочетании с каноническим подчинением — Финляндия с 1818 по 1892 г. в качестве Выборгского викариатства входила в каноническую территорию Санкт-Петербургского митрополита (полное титулование которого было митрополит Новгородский, Санкт-петербургский, Эстляндский и Финляндский). В связи с этим весь массив издаваемых в столице официальных газет и журналов (в том числе и главных синодальных изданий — «Церковного вестника» и «Церковных ведомостей») подлежал обязательному распространению на территории Великого княжества Финляндского во всех учреждениях, относящихся к ведомству православного исповедания. Материалы, касающиеся местных проблем Выборгского викариатства или Финляндской епархии, достаточно часто публиковались на страницах «Церковного вестника» и «Церковных ведомостей», а также в издававшемся Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения с 1895 по 1899 г. «Санкт-Петербургском духовном вестнике». Кроме того, специфика распространения епархиальных изданий была такова, что не оставляла никаких надежд на рентабельность Финляндских епархиальных ведомостей в случае их появления. Местную епархиальную газету были обязаны выписывать все существующие в епархии приходы, а в среднем по стране их число колебалось в пределах нескольких сотен на каждую епархию. В Финляндской епархии их было всего 72. Так как число добровольных подписчиков обычно бывало ничтожно, то теоретический тираж составил бы не более 100 экземпляров, что сразу переводило идею создания епархиальной газеты в область гипотетическую.

Еще одним вариантом ведомственной печати Православной церкви в России были периодические издания духовных учебных заведений — семинарий и академий. Именно они всегда отличались высоким уровнем публикаций; именно они из всего спектра церковных изданий имели наибольший общественный резонанс — вспомним, например, московский академический «Богословский вестник» или харьковский семинарский журнал «Вера и разум». На территории Выборгского викариатства, а позже Финляндской епархии действовала лишь скромная семинария в Сортавале, провинциальная безликость которой усугублялась близостью Санкт-Петербурга, духовные школы которого неизменно поглощали всех сколько-нибудь способных учащихся, а большинство педагогов рассматривало пребывание в ней как временную ступень в карьере. В епархиях, где при семинарии не издавалось собственного печатного органа, преподаватели часто сотрудничали в епархиальных ведомостях, ведя те или иные рубрики в неофициальной части газеты. Здесь же не было ни того ни другого, поэтому потенциал местных преподавателей-интел-лектуалов долго оставался невостребованным. Лишь когда в 1884 г. было учреждено на общественных началах Финляндское православное братство во имя карельских первопросветителей преподобных Сергия и Германа Валаамских, первоначальной целью которого было издание православных книг и брошюр религиозно-нравственного содержания на финском языке, возникла идея создания и периодического органа. Первые шаги на этом поприще были сделаны ректором Сортавальской семинарии протоиереем Сергеем Окуловым. Ему, при поддержке со сторону других активных деятелей братства — священников Михаила Казанского и Михаила Солнцева, удалось в 1896 г. создать духовный ежемесячный листок «Aamun Koitto» («Утренняя заря»), в котором печатались материалы на финском, карельском и русском языках. Журнал в его первоначальном виде просуществовал до 1908 г., когда издание было прервано из-за финансовых сложностей. Кроме того, сменивший в 1899 г. Антония (Вадковского) новый епархиальный владыка — архиепископ Николай (Налимов), а также и его преемник с 1905 г. архиепископ Сергий (Страгород-ский) не особенно поддерживали идеи С. Окулова о переводе православного богослужения на финский язык, предполагая связанное с этим в перспективе усиление финского сепаратизма. Они требовали выхода журнала исключительно на русском языке, что не только расходилось с принципиальной позицией редакции, но и существенно подрезало его финансирование, так как терялась значительная часть подписчиков. Следующий после длительного перерыва номер «Aamun Koitto» вышел в свет в 1918 г. уже в независимой Финляндии. Журнал существует и поныне при Совете православных изданий Финской православной церкви.

С 1905 по 1917 г. Финляндскую епархию возглавлял архиепископ Сергий (Страгородский). Поддерживая идеи возрождения приходской жизни, проявившиеся во время общественного подъема 1905-1907 гг., он много ездил по своей епархии, посещал приходы, внедряя повсеместно новый приходской устав, получивший Высочайшее утверждение 4 декабря 1905 г. Оживление и упорядочивание приходской жизни вновь вызвало стремление иметь специальное издание, посвященное вопросам местной церковной жизни. При активной поддержке архиепископа Сергия в 1910 г. начал выходить «Православный финляндский сборник». Его редакция размещалась при канцелярии архиепископа в Выборге. Главным редактором был назначен священник Григорий Светковский. Журнал печатался в типографии «Финляндской газеты» и по заявленной программе должен был выходить не менее четырех раз в год. Розничная цена составляла 1 финскую марку, или 37 копеек, за экземпляр. Содержание журнала определяла программа, заявленная редакцией в первом же номере. Следует отметить, что все публикации осуществлялись исключительно на русском языке, а их тематика полностью игнорировала ино-славное окружение православного меньшинства в Финляндии. Все материалы были сгруппированы по нескольким рубрикам:

—    статьи по вопросам православного вероучения;

—    проповеди;

—    нравственные примеры из житийной литературы, из творений св. отцов;

—    статьи по вопросам местной церковно-общественной жизни (православная миссия, школы, нужды духовенства и паствы, обозрение инославия);

—    исторические материалы о православии в Финляндии и Карелии;

—    хроника и известия по епархии (распоряжения епархиальных властей, деятельность братства, приходская жизнь и т. п.);

—    обзор печати по вопросам местной православной церковно-общественной жизни;

—    библиографические материалы.

Такое содержание является достаточно типичным для подавляющего большинства церковных периодических изданий дореволюционной России. В некоторой степени программа журнала была скопирована с «Епархиальных ведомостей», с тем лишь отличием, что в последних материалы официального характера (распоряжения епархиальных властей и т. п.) всегда стояли на первом месте, а все остальное помещалось в неофициальной части. Таким образом, «Православный финляндский сборник» по существу выполнял роль местного епархиального издания, будучи при этом гораздо менее официальным. Тем не менее журнал просуществовал недолго — его издание прекратилось уже в следующем, 1911 г. из-за отсутствия спроса. Это достаточно типичный итог для большинства неофициальных православных периодический изданий России — при отсутствии гарантированных подписчиков, которые добывались путем получения рекомендации Св. Синода (т. е. фактического приказа) выписывать тот или иной журнал или газету приходам и учебным заведениям, они довольно быстро сходили на нет. Их учредители часто сильно преувеличивали в собственных глазах необходимость православных периодических изданий в обществе, поэтому редкие неофициальные издания такого рода существовали более нескольких лет — обычно дело заканчивалось через один-два года.

Именно поэтому на рубеже первого десятилетия ХХ века издатели неофициальных православных газет и журналов старались выходить за рамки церковной ограды и придавать своим детищам более широкий общественный характер. Массовым явлением стало появление различных церковно-общественных, политических и т. п. изданий, в которых излагался православный взгляд на события текущей жизни, но при этом целые полосы не отводились под печатание отрывков из поучений св. отцов или описание каких-либо литургических тонкостей. В 1913-1917 гг. в Выборге при совете Карельского братства издавалась газета «Карельские известия», подзаголовком которой значилось, что она является органом «по вопросам религиозно-православной, политической, общественной и народной русско-карельской жизни». Редактировали ее разновременно священники П. Шмарин и И. Варфоломеев. Газета выходила от двух до четырех раз в месяц. Политическая ориентация носила ярко выраженный охранительный и русификаторский характер. Судя по большим перерывам, случавшимся в издании, а также по низкому полиграфическому уровню (в 1914 г. все номера были изданы на роторе), финансирование было весьма ограниченным и большим числом подписчиков газета похвастать не могла.

Последним по времени возникновения в Великом княжестве Финляндском стал «Гельсингфорский приходской листок», издававшийся в 1914-1915 гг. в Гельсингфорсе стараниями протоиерея Александра Хотовицкого, настоятеля Успенского собора и Свято-Троицкой церкви, благочинного гельсингфорских градских церквей. Небольшое по формату издание, объемом в 14-16 страниц, содержало материалы о местной приходской жизни, благотворительности и церковно-просветительской деятельности гельсингфорского прихода и об участии прихожан и клира в организации лазаретов для прибывавших с фронта раненых солдат, а также справочные материалы по церковной жизни Гельсингфорса. Замечательным в своей нетипичности для такого рода изданий является изобилие рекламных материалов на страницах обложек. Подобного коммерческого подхода нам не встречалось более нигде. Страницы обложек украшены рекламными объявлениями кондитерской фабрики Карла Фазера, чайной торговли Василия Перлова, магазина офицерского экономического общества и даже табачной фабрики «Фенния». Очевидно, что это было попыткой преодоления финансовых трудностей, которые все-таки оказались сильней, и уже к ноябрю 1915 г. «Гельсингфорский приходской листок» прекратил существование.

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.suomesta.ru/2014/05/31/pravoslavnye-periodicheskie-izdaniya-v-velikom-knyazhestve-finlyandskom/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.