Исследователи не выделяют учителей как отдельную группу, которая занимается дискриминацией. Они видят проблему во всем обществе. 20 лет назад с этим явлением столкнулась и писательница Анна Судакова.
Некоторые учителя, работающие преимущественно в небольших городах, занижают оценки детям иммигрантов. Особенно явление затрагивает лицеистов с корнями в России или других странах Восточной Европы. Об этом свидетельствуют результаты масштабного исследования Эллен Сахлстрём, аспирантки экономического факультета Университета Аалто, и экономиста Микко Силлимана.
– Мы изучили, как возможная дискриминация учителей по отношению к людям с иммигрантскими корнями отражается на оценках за выпускные экзамены в лицее. И, похоже, разница очевидна: иммигранты получают от учителей меньше баллов, чем коренные жители страны, – рассказывает Новостям Yle Эллен Сахлстрём
Вскоре после сдачи выпускных экзаменов (ylioppilaskirjoitukset) лицеист видит предварительную оценку от своего учителя-предметника, чтобы понять, насколько успешно прошло тестирование. Окончательные баллы через месяц дает внешний цензор, который не знает даже имени ученика.
Сахлстрём и Силлиман сравнили баллы от учителей-предметников с итоговыми оценками, полученными от цензоров из экзаменационной комиссии YTL.
Данные исследования включают цифровые экзамены на аттестат зрелости (ylioppilastutkinto) за период 2016-2022 годов. Они охватывают более полумиллиона экзаменов, 110 486 учеников, 12 044 учителя и 388 учебных заведений. Под учениками с иммигрантскими корнями подразумеваются дети, оба родителя которых родились за границей.
Я не могу поставить тебе Laudatur. Это будет несправедливо по отношению к твоим одноклассникам-коренным финнам.
Опираясь на предыдущие исследования, Сахлстрём и Силлиман ожидали, что их работа может выявить предвзятость учителей. Удивительным оказалось то, что дискриминация затрагивает в основном иммигрантов-отличников.
Ученики с иммигрантскими корнями получают от учителей в своем лицее справедливую оценку, если они сдают тест на С или более низкие баллы.
22 года назад с этим явлением столкнулась Анна Судакова. Она переехала вместе с родителями из Санкт-Петербурга в Турку в 1991 году.
– Учительница, которая проверяла мой выпускной экзамен по родному языку (финскому), сказала: «Я не могу поставить тебе Laudatur, поскольку это будет несправедливо по отношению к твоим одноклассникам-коренным финнам». Тест вернулся от цензора с оценкой L, – рассказывает Судакова.
Девушку комментарий сильно разозлил. Она вспоминает, что когда объявили окончательные баллы, учительница даже не подошла извиниться.
– Я тогда подумала, что я вам всем покажу.
Предвзятое отношение влияет на получение высшего образования
Среднестатистический финский учитель не проявляет предвзятого отношения. Результаты исследования касаются небольшой группы учителей. Однако это не делает ситуацию менее серьезной.
– Экзамен на аттестат зрелости – это тест, где критерии оценок прописаны очень четко, – напоминает Сахлстрём.
Несмотря на то, что баллы, полученные за выпускной экзамен от учителя, не отражаются на итоговой оценке в аттестате зрелости, предубеждения влияют на будущее лицеиста.
Исследователи обнаружили, что ученики-иммигранты из лицеев, где были выявлены предубеждения, реже поступают в вузы, чем их сверстники с такой же успеваемостью из других лицеев.
За этим, по мнению исследователей, может стоять ряд причин. Атмосфера в лицее может формировать, например, цели учащихся и их самооценку.
– По-видимому, есть ученики, которые вполне могли бы поступить в университет, но по какой-то причине их не поощряют к этому. Или они чувствуют, что все равно не поступят, ведь с ними обращаются по-другому.
По оценкам исследователей, подобные предрассудки, вероятно, встречаются и в средней школе, поскольку школьные учителя проходят такое же обучение, что и учителя лицеев.
Сахлстрём указывает на экономические последствия подобных предрассудков для общества.
– На образование тратится много государственных средств. Это в общих интересах – распределять деньги на учеников по справедливости.
Проблема в социуме
В то же время исследователи не готовы выделять учителей как отдельную группу, которая занимается дискриминацией. Они видят проблему во всем обществе.
– В нашем социуме явно живут предрассудки. Мы вновь доказали, что они существуют, – отмечает Сахлстрём.
Исследователи также не утверждают, что учителя сознательно искажают оценки учеников. Вероятно, предубеждения носят неосознанный характер. По словам Сахлстрём, другие исследования подтверждают, что когда учителя узнают о собственных предрассудках и их влиянии на оценки, ситуация улучшается.
– Можно надеяться, что просто обсуждение этого вопроса уменьшит проблему.
Сахлстрём и Силлиман планируют продолжить изучение темы и попытаться лучше понять подоплеку предвзятого отношения.
Анна Судакова: ”Учителя стараются помочь детям-иммигрантам, а не кого-то загнобить”
Столкнувшаяся с предрассудками Анна Судакова в итоге поступила в Университет Турку и выучилась на преподавателя финского как родного, а также французского и русского языков. В 2020 году на финском языке вышел ее дебютный роман Mitä männyt näkevät (”Что видят сосны”). Сейчас она работает над третьей книгой и преподает финский как иностранный в одной из школ города Вантаа.
Судакова тоже подчеркивает, что о предрассудках очень важно говорить вслух, а учителей дополнительно обучать.
Основываясь на своем опыте педагога, она все же считает опасным называть учителей предвзятыми и согласна с исследователями, что речь идет о неосознанных предубеждениях.
– Я много хожу по школам и разговариваю с учителями о языковом сознании и иммигрантах. Я вижу, как учителя в первую очередь стараются помочь детям-иммигрантам, а не кого-то загнобить. Наверняка есть и те, кто из-за предвзятости занижает оценки, но не думаю, что это какое-то обширное явление.
– Опять же, у меня взгляд на столичный регион, поэтому сложно сказать, что происходит в Лапландии, например. В разных школах все может быть очень по-разному, – добавляет она.
У себя на работе Судакова не сталкивалась с ситуациями, когда учителя занижают оценки.
– Многие наоборот переживают из-за того, что у детей бывает совсем слабый финский, и думают, как ученикам можно помочь проявить свои знания, например, по истории или биологии.
28.4.2024
Источник (на русском)
Свежие комментарии