Орлов В.Г. * Правовая система Финляндии (2020) * Статья | Финляндия: язык, культура, история
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМОЧЬ САЙТУ МАТЕРИАЛЬНО - БЕЗ ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОН СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ СМОЖЕТ!

Орлов В.Г. * Правовая система Финляндии (2020) * Статья

Право Финляндии относится к скандинавскому праву и особенно близко к праву Швеции. В праве Скандинавских стран много сходства, это обусловлено не только географической близостью этих стран и их историческим развитием, но и целенаправленной политикой правовой гармонизации, проводимой в этих странах. Результатом этого сотрудничества являются во многих случаях одинаковые во всех скандинавских странах правовые нормы (отдельные нормы и даже правовые институты), особенно в области частного права.

Правовая система скандинавских стран наиболее близка к континентальной. Ее основу составляет законодательство, причем традиционно скудное законодательство, к тому же право здесь фактически некодифицировано, как в странах континентальной системы[1]. Хотя в систему источников права все еще входят старые Своды законов[2], современное законодательство любой из скандинавских стран — это в большинстве своем отдельные законодательные акты, притом принятые в разное время. Вследствие скудости и некодифицированности законодательства судебная практика и доктрина занимают важную роль в скандинавском праве. Судебная практика, однако, не является самостоятельным источником права, а только служит толкованию правовых норм. Вместе с тем роль высших судебных инстанций, верховных судов в развитии права скандинавских стран довольно-таки значительная. На верховный суд возложена характерная для системы общего права (common law) преюдикативная функция. Верховный суд является органом, который принимает с целью унификации практики прецедентные решения (преюдикаты), и нижестоящие суды следуют этим решениям. Далее, правовому мышлению в скандинавских странах свойственна ориентация на практику и прагматический подход, при котором практика считается основным критерием, что составляет характерную черту системы общего права.

Таким образом, право скандинавских стран, несмотря на всю свою близость к континентальному праву, имеет некоторые черты сходства и с общим правом.

Материалы и методы

При проведении исследования использовались общенаучные и частно-научные методы, в том числе специально-юридические.

Результаты

Развитие права Финляндии принято делить на этап, когда Финляндия была провинцией Шведского королевства, на период автономного княжества Российской империи и период независимости, в котором важным этапом считается присоединение страны к Европейскому союзу. Примечательно, что каждый из этих этапов оставил свой след в современном законодательстве Финляндии.

1. Провинция Шведского королевства (1150-1809 гг.). Традиция подчиненности закону является характерной чертой Скандинавского права. Уже при зарождении государственности в Швеции король присягал, что он обязан править, подчиняясь закону. Несмотря на то что шведо-финское право подверглось сильному влиянию римского права, национальный элемент в нем сохранился.

Период, когда Финляндия была провинцией Шведского королевства, оставил свой след в ее современном праве. Примерами этого являются: положение шведского языка в качестве второго официального языка, разделы Свода законов 1734 г. (Строительный и Торговый кодекс и Кодекс судопроизводства), некоторые нормы которого продолжают действовать, а также Наставление для судей (Olaus Petri: XVI в.).

В основу Закона 1734 г. были положены доминировавшие в то время в правовом мышлении естественно-правовые идеи наряду с частично реципированными положениями римского права. Римское (или общеевропейское) право jus commune пришло в Швецию вместе с распространением католицизма в Скандинавии, начиная с конца X в. продолжило свое влияние несмотря на начавшуюся в Швеции в 1527 г. реформацию. Римское право уже в форме германо-римской доктрины. приведшей к зарождению юриспруденции понятий (Begriffsjurisprudenz), стала занимать значительное место в изучении права в Швеции в XVII в.

Наставление для судей составляло официальную часть Свода законов только два года (1734-1736 гг.), но затем стала неким введением в Свод. Принятие Закона 1734 г. означало кодификацию законодательства в Швеции (и Финляндии), которая по своему содержанию была скорее переработкой норм обычного права, чем созданием новых правовых норм. Свод законов не являлся кодексом в современно-европейском значении; таким кодексам предназначалось быть средствами реформирования общества, а не собранием установившихся обычаев, институтов и норм казуального характера. К тому же несмотря на присутствие естественно-правового элемента в правовом мышлении, влияние католицизма и канонического права в истории Швеции оказалось незначительным, и как шведские, так и затем финляндские законы основывались не на принятой систематике римского права (Институциях Гая или пандектной системе), а на собственной национальной традиции, что сделало возможным противостояние сильным континентальным доктринам и развитие собственной скандинавской доктрины.

2. Автономное княжество Российской империи (1809-1917 гг.). Характерной особенностью развития финского права в этот период является то, что в Финляндии продолжало действовать шведское право. Были сохранены также сословные привилегии (так, привилегии дворянству, дарованные в 1723 г., продолжали действовать в Российской империи и потеряли свое значение только в 1906 г. в связи с образованием парламента на основе общего избирательного права. Сословные привилегии в Финляндии были окончательно отменены в законодательном порядке в 1995 г. в связи с обновлением Конституции).

Перевод Закона 1734 г. на финский язык был сделан и затем официально принят к использованию во второй половине XIX в. (Ruotsin valtakunnan laki: hyväksytty ja vahvistettu valtiopäivillä vuonna 1734: uusi suomennos. Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, Helsinki 1867). Это произошло после того, как на основании Указа о языке 1863 г. финский язык получил формально равные права наравне со шведским; затем согласно Закону о языке (Финляндии) 1922 г. гражданам страны было предоставлено право использовать оба (шведский и финский) языка в суде и делопроизводстве. Следует заметить, что финский язык с присущей ему конкретностью уникален и не имеет ничего общего со шведским языком, причем даже финно-шведский язык (или язык шведоязычных финнов), особенно правовой, имеет отличия (и именно из-за влияния финского языка) от общего шведского языка.

В целом этот период способствовал (за исключением периода русификации) движению страны к независимости (например, первым конституционным законом Финляндии считается Сеймовый устав 1869 г.). Финляндия имела свое правительство (Сенат) и административную систему, свой представительный орган (Сейм, а с 1906 г. Парламент), национальную валюту, систему образования и судебные органы. Период формальной рационализации. т. е. систематизации права, обусловленный требованиями общественной модернизации, начался в Финляндии во второй половине XIX в. При этом новое юридико-понятийное мышление сочеталось в праве Финляндии с сильным легализмом, законничеством, с верой в силу буквы закона, с буквальным толкованием норм права.

Легализм играл важную роль в становлении независимой Финляндии, особенно в период ее русификации в конце XIX в. — начале XX в., когда с помощью легалистских аргументов отстаивался (в основном самоопределенный) конституционный статус. Правовая догматика вместе с легалистской идеологией играла важную роль в построении государства и обеспечении права и порядка в 1920-1930-е гг. [см., например: Aarnio. Tolonen 1998 ].

3. Период независимости. Период становления Финляндии был тяжелым: его характеризуют политическое брожение, гражданская война и послевоенная политическая конфронтация. Только с 1918 г. в стране стали принимать важные законы, а первый конституционный закон появился в 1919 г. [3] Многие законодательные акты были направлены на стабилизацию социальных условий в стране.

Послевоенный период характеризуется быстрой индустриализацией страны (довоенную Финляндию, ее ценности и правовую культуру принято относить к аграрной культуре) и последующим переходом к постиндустриальному обществу; Финляндия стала скандинавским государством всеобщего благосостояния, в котором материализовалась идея правового государства. Обеспечение каждому члену общества, по крайней мере, минимального уровня социальной безопасности, качества жизни стало основной целью социальной политики. Поднялся образовательный уровень населения. Вместе с тем произошли урбанизация и региональная дифференциация страны. Появились новые правовые проблемы.

Началась «материализация» права, его большая ориентация на общественные потребности, которая, не означая все же отказа от классических элементов идеологии формальности правовых положений, привела к изменениям в структуре законодательных норм. В области социального права появились законодательные акты, содержание которых сводится единственно к определению целей правовой политики. Появились и так называемые ресурсные нормы, предусматривающие предоставление органам управления определенных финансовых средств, но не содержащие точных положений о том, как эти средства должны распределяться. Проблемы вызвало и возникновение всевозможных общих положений и законодательных актов открытого (бланкетного) характера.

Все это привело к тому, что в правоприменительной деятельности стало недостаточно следовать четким логическим правилам, и значение приобрели дискурсивные методы. Интерпретация законодательных положений стала все чаще представлять собой «взвешивание» и «балансирование» различных аргументов. Дальнейшее развитие права стало обеспечиваться не только путем принятия новых законодательных актов, но и посредством развития практической и теоретической юриспруденции, правовой догматики.

Законодательство послевоенного периода значительно не только по своему объему, но и по кругу затрагиваемых вопросов (большую роль стало играть, например, трудовое и социальное законодательство) и составляет основную часть правовой системы страны.

Важным этапом в развитии законодательства Финляндии является Указ о введении в действие Европейской конвенции по правам человека 1990 г., который поставил вопрос о необходимости значительного обновления законодательства страны.

4. Вступление в Европейский союз. Важной частью современного права Финляндии является законодательство о вступлении страны в Европейский союз (1994-1995 гг.). Европейская интеграция означает значительное обновление внутреннего законодательства страны, в особенности публичного права. Применение евросоюзного законодательства (права ЕС, или европейского права) усложнило правовую систему Финляндии. Проблемой принципиального характера является уже то, что при совместном применении положений права ЕС и национального права каждое из них должно интерпретироваться в соответствии с собственными правилами толкования и иерархией правовых источников.

Источники права

Источниками права Финляндии, как и других скандинавских стран, являются писаные правовые нормы и обычное право. Важна также упомянутая выше преюдикативная роль решений Верховного Суда и Верховного Административного Суда, на которые возложены функции унификации и направления судебной практики[4].

Среди писаных источников права первостепенное значение имеет закон (в современном праве Финляндии различают конституционные, обычные п исключительные законы). Подзаконные нормативные акты могут быть изданы, если только это предусмотрено законом[5]. К ним относятся указы Президента, постановления Правительства (Государственного совета), акты муниципального уровня, инструкции и предписания органов управления, имеющие нормативный характер. Основные законодательные акты Финляндии публикуются в Сборниках законодательства, которые являются официальной периодической (электронной) публикацией важнейших законодательных актов Финляндии в Интернете (до 2011 г. Сборники законодательства публиковались в печатной форме), которую осуществляет Публичная служба правовой информации (Finlex). Помимо этого, потребности юристов в Финляндии обслуживает Коммерческая служба правовой информации (Edilex) со своей систематизированной базой действующих законодательных актов, в основе которой лежит первоначальный Свод законов, или Закон 1734 г. В широком пользовании в Финляндии находятся также Собрания законов Suomen Laki, которые стал издавать с 1955 г. Союз юристов Финляндии (Suomen Lakimiesliitto). Известно также Собрание законов Lakikirja, которое с 2008 г. издается основанным в 1986 г. издательством Edita Publishing Oy, которому принадлежит Коммерческая служба правовой информации.

Обычное право, установившиеся и общепризнанные социальные нормы, а также принятые модели решений считаются в Финляндии имеющими правовую силу. Примером обычного права является право каждого пользоваться природой, которое, хотя прямо в законе и не закреплено, служит решающим критерием в определении пределов права собственности. Обычное право составляют в основном общие правовые принципы, в обобщении и развитии которых особая роль принадлежит доктрине. Так, в качестве источников права могут выступать результаты правового исследования, объектом которого является, например, выяснение содержания правовых норм. Большое значение имеют подготовительные документы законопроектов, к которым часто приходится прибегать для разрешения проблем, возникающих при толковании правовых норм. Принято считать, что подготовительные документы выражают цели законодателя. Среди правовых источников, регулирующих торговлю и предпринимательскую деятельность, важное место занимают коммерческие (торговые) обычаи. Как правило, они пользуются приоритетом перед диспозитивными нормами закона.

Правовая доктрина [6]

Концептуальную базу современного скандинавского права следует охарактеризовать как имеющую в своей основе классическую парадигму. Ее границы очерчивает, с одной стороны, позитивистский подход, выраженный в формально-догматической юриспруденции, и с другой — иные направления правового мышления, отражающие в той или иной степени естественноправовую идею о том, что право должно нести в себе моральное содержание или строиться на принципе справедливости (aequitas). При этом следует иметь в виду, что идея, согласно которой «то, что не является правым и справедливым, не может быть законом», а также идея о важной роли индивидуального усмотрения судьи в вынесении правильного и справедливого решения, появившиеся в 30-е гг. XVI в. в шведском праве, продолжают характеризовать современное право как Швеции, так и Финляндии. Помимо позитивистского и естественнонаучного подхода, в скандинавской правовой теории, особенно в правовой доктрине Финляндии, можно заметить также влияние марксистского учения.

На скандинавское право, в особенности на право Финляндии, оказала значительное влияние германская правовая доктрина, главным образом юриспруденция понятий (Begriffsjurisprudenz), имевшая в своей основе пандектное право, которое в свою очередь базировалось на изучении текстов юстиниановской кодификации (Corpus Iuris Civilis). Юриспруденции понятий, или формально-догматической юриспруденции, присущи в основном абстрактные понятия, общие правила, теоретические конструкции и формально-догматический подход. Особенно сильным влияние юриспруденции понятий, или формально-догматической юриспруденции, было в Финляндии в первой половине XX в., до появления учений аналитической школы. Однако правовая доктрина и судебная практика страны не смогли достичь высокого уровня «научности», так как юриспруденция понятий не получила законодательного закрепления при отсутствии каких бы то ни было стремлений к кодификации.

В дальнейшем это способствовало тому, что, например, не возникло серьезных концептуальных проблем, связанных с делением права на публичное и частное, при адаптации в правовой системе Финляндии институтов защиты потребителя и охраны окружающей среды. В этом отношении скандинавское право (включая финское) сравнимо с общим правом.

Свой специфический характер скандинавская правовая доктрина приобрела благодаря влиянию скандинавского реализма — научно-правового течения, зародившегося в 20-х гг. XX в. п продолжающего оказывать влияние на гражданско-правовую доктрину.

Скандинавский реализм [Helin 1988] появился как противопоставление нормативистской правовой теории, которая критикуется с позиций скандинавского реализма как имеющая в своей основе метафизический подход: наука, которая производит нормы и ценности, невозможна, так как то, что должно быть, не подлежит научному объяснению. В соответствии с учениями скандинавского реализма объектом правовой, как и любой другой, науки должна быть временно-пространственная реальность, которую можно познать эмпирически[7]. Действительность правовой нормы как явления временно-пространственной реальности означает, согласно скандинавскому реализму, ее эффективность[8]. Это или психологическая эффективность (идеологический реализм), когда адресаты правовой нормы считают себя связанными ею, или поведенческая эффективность (бихевиористский реализм). когда поведение адресатов действительно соответствует правовой норме.

Считается, что действительность правовой нормы предполагает как идеологическую, так и бихевиористскую эффективность. Например, судьи следуют правовой норме потому, что считают ее связывающей их, и именно это отличает правопорядок от порядка, основанного на страхе, на терроре мафии или иной преступной группы. В поле внимания скандинавского реализма — судебная практика, решения прецедентного характера (или преюдикаты), а также реальные аргументы — аргументы, используемые при юридическом толковании и апеллирующие к общественным или экономическим последствиям принимаемых решений. При этом особое внимание уделяется используемым при обосновании результатов таких решений ценностям (ценностным оценкам).

Под влиянием скандинавского реализма возникло и распространилось в Финляндии с 50-х гг. XX в. аналитическое направление в частном (гражданском) праве, основанное на анализе правовых понятий. Оно пришло на смену формально-догматической юриспруденции, или юриспруденции понятий, и требовало, наряду с использованием формально-догматического подхода, реалистической оценки правовых ситуаций и учета индивидуальных (конкретных) обстоятельств дела в правоприменительной деятельности. Аналитическое направление не признавало аргументации, апеллирующей к понятиям, и отвергало метод разрешения правовых проблем посредством концептуальных определений[9]. Согласно этому подходу роль понятий сводится к изложению правовых вопросов, ответы на которые, однако, должны быть извлечены из положений позитивного права.

Необходимость нового подхода была обусловлена усложнением хозяйственной жизни, развитием гражданского оборота и появлением связанных с этим проблем, разрешение которых по принятым схемам оказалось невозможным. Смысл аналитического подхода состоял в исследовании имеющихся правовых норм посредством обращения не только к нормативным источникам (формальная юстификация), но и к принципам справедливости. а также к практическим аспектам ситуации (материальная юстификация) с целью выяснения содержания этих норм и предусмотренных ими последствий. При этом большое значение в рассматриваемом направлении придавалось пониманию содержания правовых положений как части рационального целого, что становилось возможным лишь при условии выхода за рамки позитивистской парадигмы и означало привлечение независимых от законодателя источников, общей концептуально-правовой системы, данных экономической или иной практики. Юридический анализ строился на холистическом методе, в основу которого было положено требование рациональности, «привязанной» к практическим обстоятельствам и опирающейся в свою очередь на требование справедливости.

Учения скандинавского реализма положены также в основу концепции реальных аргументов. которые привязываются к начавшимся в 1920-х гг. в скандинавской правовой науке изменениям, когда правопорядок стал рассматриваться как социально-техническое средство, направленное на эффективизацию обмена, производства и приложения капитала. Согласно концепции реальных аргументов юридическое толкование должно обосновываться общественными или экономическими последствиями конкретного правового решения (консеквенциальный и телеологический подходы, в противоположность (формально-догматическому) дедуктивному, в соответствии с которым решение выводится логически из общих принципов или общих учений).

Подходы, лежащие в основе применения реальных аргументов, связаны с идеей правопорядка, служащего инструментом социальной технологии (social engineering), которая начала с 20-х гг. XX в. значительно влиять на скандинавскую правовую доктрину, постепенно вытесняя юриспруденцию понятий. Основы финской теории аргументации были заложены в начале 70-х гг. XX в. Ее идеей было сломать жесткие границы, разделявшие различные отрасли права, и этим она способствовала развитию проблемно-ориентированных правовых исследований.

С критикой аналитического подхода в гражданском праве на рубеже 60-х и 70-х гг. XX в. выступило социологическое (или эмпирическое) правоведение, имевшее в своей основе марксистскую правовую теорию. Оно стремилось уничтожить границы между правоведением и иными общественными науками, социологизировать и политизировать правоведение. Эти попытки наиболее рельефно проявились в альтернативной юриспруденции, что оставило свой след в финском праве[10]. Самым радикальным продолжением альтернативной, или критической, юриспруденции следует считать так называемое феминистское правоведение.

Основным тезисом альтернативной юриспруденции является утверждение о том, что действующий правопорядок и господствующая юриспруденция скрывают свою ценностную и идеологическую ориентацию — классовое господство или — в феминистском правоведении — патриархальную идеологию. На этом строится критически-эмансипационный научный интерес альтернативной юриспруденции, в основе которого лежит отличающаяся от господствующей парадигмы базисная юстификация (определение легитимности) и марксистская или феминистская идеология.

Как новую тенденцию в праве Финляндии, появившуюся в конце 80-х гг. прошлого века[11], необходимо отметить концепцию проникнутого идеологией благоденствия социального гражданского права, сменившую учение альтернативной юриспруденции, имевшее открытый политический характер. Социальное гражданское право обосновывает необходимость материального усмотрения, при котором толкование основывается не столько на системе правовых источников, сколько на материальных факторах. Это означает, что в конкретном случае толкования буквальный смысл закона или установившийся в судебной практике тот или иной вариант его толкования могут быть обойдены, если материальные аргументы, основанные на фактических обстоятельствах дела, требуют принятия иного решения. Результатом влияния этой концепции стала обновленная систематизация гражданского права, в основе которой лежат принципы защиты слабой стороны, справедливости и договорного равенства.

Социальное гражданское право получило дальнейшее развитие в концепции нового имущественного права и постсовременного права ответственности. Основной смысл концепции нового имущественного права состоит в попытке привести в систему с помощью новых понятий и принципов институты собственности, договора и гражданской ответственности. В основу идеи постсовременного права ответственности положена критика современной действительности, которой присущи приватизация функций государства благоденствия, общественная и культурная фрагментация и ценностный плюрализм. Именно этим и определяются новые функции института юридической ответственности, направленного на регулирование и контроль экономической и политической власти, а также власти средств массовой информации. При этом право ответственности видится в основном как микрополитическое средство исправления конкретных недостатков [см. подробнее: Pöyhönen 2003: Wilhelmsson 1997; Wilhelmsson 2001; Micklitz 2011].

Доминирующее положение в современной правовой науке Финляндии продолжает, однако, занимать умеренный легистский («законнический», или нормативистский) позитивизм, согласно концепции которого действующее право состоит из формально правильно установленных правовых норм. Вместе с тем нормативистские учения остаются объектом критики. В последние годы обращается внимание на то, что они представляют помеху прямому применению в Финляндии положений об основных правах, предусмотренных европейским правом и международными конвенциями по правам человека. Формально-догматический подход затрудняет также применение принципов действующего права. И тем не менее не следует забывать о важности стабильности права и особенно предвидимости правовых решений: физические и юридические лица вправе рассчитывать на серьезное отношение к законам в правоприменительной деятельности, на строгость и точность в их применении.

При определении господствующего направления в правовой доктрине скандинавских стран нельзя, однако, оставить в стороне и так называемую теоретически независимую юриспруденцию, которая сторонится теоретических концепций и сосредоточивает свое внимание на толковании юридических текстов, привязанном к практике. Присущая этому направлению умеренность в расширительном толковании юридических текстов, когда их интерпретация «привязывается» как к правовым понятиям, так и к практическим потребностям жизни, во многом определяет современное скандинавское право.

Вместе с тем следует отметить появление в 90-х гг. так называемой принципиальной юриспруденции, идея которой состоит в привнесении в нормативистский позитивизм определенных правовых принципов, причем соединение формально-юридических подходов с естественно-правовой основой должно происходить с учетом структуры существующего в стране правопорядка, его внутренней последовательности. С позиций принципиальной юриспруденции важным является закрепление основных прав (гражданина) и прав человека в качестве правовых принципов, которые должны не только иметь общее значение в юриспруденции, но и активно использоваться в правовой аргументации, т. е. непосредственно при осуществлении правоприменительной деятельности.

Далее, в принципиальной юриспруденции обращается внимание скорее на материально-правовой, основывающийся на содержании правовых норм, чем на абстрактно-формальный характер иерархии правовых норм. При этом подчеркивается, что при применении нормативного акта он должен толковаться в каждом случае таким образом, чтобы толкование придавало ему значение, наиболее всего соответствующее вышестоящей правовой норме. Основная задача при этом — способствовать осуществлению целей правовых принципов, касающихся основных прав, и особенно прав человека.

В настоящее время правовую доктрину Финляндии, как и вообще скандинавское право, характеризует стирание границ между легистским позитивизмом и противопоставляемыми ему учениями, с одной стороны, и признание некоторых эмпирических подходов пригодными для юриспруденции — с другой. В любом случае классические научные направления продолжают в той или иной форме или модификации присутствовать в современной правовой науке.

Слабый статус правовых систематизаций, классификаций и концепций продолжает быть характерным для скандинавской правовой догматики н толкования. В соответствии с этим подчеркнуто важную роль в правовом толковании вместо классификаций играют реальные аргументы[12]. Открытость правовой доктрины, связанная с практическим отсутствием в законодательстве доктринальных положений[13] и обилием различных концепций в теории, привела к повышению в праве скандинавских стран роли судебной практики[14].

Обсуждение

В Финляндии в целом сохранено деление права на публичное и частное. Публичное право объединяет правовые нормы, которые регулируют организационные формы и порядок деятельности публичных сообществ, государства и коммун, и их взаимоотношения. Такие нормы касаются или только самих публичных сообществ и их взаимоотношений, или отношений граждан с публичными сообществами. Характерной чертой таких отношений является субординация (отношения власти и подчинения). Основу публично-правовых отношений составляют их привязанность к закону и односторонность. Они существуют в форме отправления публичной власти и строятся на неравноправии. Им присущи централизация и государственно-базисная структура. Тем не менее публичные правоотношения связаны процедурными требованиями. К тому же это могут быть и договорные отношения, правда, специфического характера: принципы договорного права в частном праве, как правило, не применяются к договорам, которыми определяется осуществление властных полномочий (например, договорные ограничения).

Основой частного права Финляндии являются правовые нормы, регулирующие отношения между гражданами и юридическими лицами, в которых они выступают в качестве частных лиц. Эти правоотношения строятся на свободе договора, содействии обменным интересам и взаимодействии субъектов отношений, а также на правовом равенстве сторон. Взаимоотношения в частном праве носят децентрализованный характер, хотя оно включает и императивное регулирование.

Важным отграничителем публичного права от частного является территориальный аспект применения правовых норм. Публичное право строится на том, что публичная власть осуществляется только на собственной территории государства, но, с другой стороны, к принципам уголовного права относятся, помимо территориального, принципы активной идентификации и охраны, а также универсальный принцип. Примером трудностей разграничения публичного и частного права может служить и международное частное право, которое обычно является частью внутригосударственного гражданского права, но в то же время содержит публично-правовые начала и регулирует правовые отношения с иностранным элементом.

Особые проблемы классификации касаются законодательства о защите прав потребителя и других правовых норм, направленных прежде всего на защиту слабой стороны в гражданско-правовых отношениях. В развитии права возникают новые тенденции: в частном праве начинают проявляться публично-правовые черты. Это относится, в том числе, к институту защиты слабой стороны, который в принципе распространяется и на предпринимательские отношения.

В целом следует заметить, что проблемы классификации мало интересуют законодателя, и законодательные акты часто содержат как публично-правовые, так и частно-правовые нормы. Такой же подход проявляется в практике и доктрине. Принято считать, что современное частное право должно строиться на том, чтобы противоречия между различными интересами разрешались справедливо (как на общем, так и на индивидуальном уровне). Вместе с тем считается, что современное публичное право строится не только на публичных интересах, но и на защите частных интересов и прав при отправлении (исполнении) публичной власти. Отход от формальных критериев проявляется в закреплении в публичном праве правового принципа злоупотребления правом усмотрения. Согласно ему решение, которое само по себе принято в пределах полномочий соответствующего органа власти, может быть признано незаконным, если основания такого решения не могут быть одобрены (как, например. получение специального разрешения в зависимости от партийной принадлежности).

Основные отрасли права

Четкое разделение права на отрасли в Финляндии отсутствует. Традиционно всю систему права в стране принято делить (как и в системе континентального права) на публичное право, основой которого являются государственные интересы, и на частное право, в котором доминируют частные интересы. В публичное включают государственное (конституционное), административное, финансовое, уголовное, процессуальное и международное право. Частное право состоит из гражданского, трудового и социального права и права окружающей среды. На этом делении строился Свод законов Финляндии до 1995 г.

В 1995 г. общепринятая систематизация законодательства Финляндии обновилась[15] и в большей степени, чем прежде, отражает сферы деятельности и управления и, соответственно. регулирования. Теперь первую часть Собрания законов Suomen Laki составляют следующие разделы: «Основные права и права человека (Ре), «Гражданское право» (Si), «Предпринимательская деятельность» (Yr), «Финансирование и страхование» (Ra), «Коммуникации. транспорт и перевозки» (Vi), «Трудовые и служебные отношения» (Ту), «Уголовное право» (Ri) и «Процессуальное право» (Pr).

Вторая часть Собрания законов Suomen Laki состоит из следующих разделов: «Государственное право» (Va), «Общее административное право» (Yh), «Отрасли управления и самоуправление» (На), «Международные отношения п иностранцы» (Kv), «Безопасность и общественный порядок» (Tu), «Образование и культура» (Ор), «Окружающая среда и проживание» (Ym), «Промысловая деятельность в сельской местности» (Ма), «Социальное обеспечение и здравоохранение» (So) и «Пенсии и страхование от несчастных случаев» (El).

Своя систематизация положена в основу Собрания законов Lakikirja. Его часть, посвященная частному, уголовному и процессуальному праву (книга частного права), содержит следующие разделы: «Гражданское право», «Имущественное право», «Предпринимательская деятельность», «Налогообложение», «Трудовое и социальное право» и «Уголовное и Процессуальное право», а также раздел «Публичное право», который включает следующие подразделы: «Государственное право», «Общее административное право», «Административное судопроизводство и административные суды», «Свобода вероисповедования и конфессии», «Общественный порядок и безопасность» и «Международные отношения».

Посвященную публичному праву часть Собрания законов Lakikirja (книгу публичного права) 2020 г. составляют следующие разделы: «Государственное право, административное судопроизводство и административные суды, административные территории и самоуправление, свобода вероисповедования и конфессии», «Общественный порядок и безопасность, оборона и пограничная служба», «Международные отношения и иностранцы», «Образовательная деятельность». Посвященная публичному праву часть Собрания законов дополнена следующими частями: «Предпринимательская деятельность», «Трудовое право», «Социальное право», «Экологическое право».

Конституционное и административное право. Новая Конституция Финляндии вступила в силу в 2000 г.; до этого действовала Конституция, точнее Конституционные законы, принятые в 1919, 1922 и 1928 г. Основной целью принятия новой Конституции было усиление парламентаризма, и роль парламента как высшего органа власти действительно теперь усилена. Усилена также роль Государственного Совета по отношению к Президенту. Решения Президента в основном ограничиваются предложениями Государственного Совета и в законодательной процедуре Президент связан точкой зрения Государственного Совета. Другим важным фактором, который определил необходимость обновления Конституции, является присоединение Финляндии к Европейскому союзу. Маастрихтский договор потребовал приведения внутреннего законодательства в соответствие с общепризнанными нормами международного права, в том числе в части защиты прав человека. Этот фактор во многом определяет дальнейшее развитие права Финляндии и оказывает влияние также на правоприменительную деятельность. Благосклонное отношение к конституционным правам, к правам человека стало теперь требованием, предъявляемым не только к содержанию принимаемых законодательных актов, но и к толкованию законов вообще.

Действующая Конституция Финляндии представляет собой единый законодательный акт и состоит из следующих глав: «Основы государственного строя», «Основные права», «Парламент и депутаты», «Деятельность Парламента», «Президент Республики и Государственный Совет». «Законодательная деятельность», «Экономика государства», «Международные отношения», «Правоприменительная деятельность», «Контроль над законностью», «Организация управления и самоуправление». «Оборона» и «Заключительные положения».

Нормы Конституции имеют прямое действие, и их верховенство прямо закреплено законом. Согласно § 106 Конституции если при рассмотрении дела в суде будет выявлено явное противоречие норм применяемого закона Конституции, то применяться будут положения Конституции. В ней также закреплено, что положения подзаконных нормативных актов, находящихся в противоречии с Конституцией, не подлежат применению (§ 107).

По Конституции государственная власть в стране принадлежит народу, представителями которого выступают народные депутаты на сессии Парламента. Законодательную власть осуществляет Парламент. Исполнительная власть осуществляется Президентом и Государственным Советом (правительством), члены которого должны пользоваться доверием Парламента. Внешняя политика осуществляется Президентом и Правительством совместно. Суды в Финляндии независимы и обеспечивают соблюдение законов. Отправление публичной власти строится на принципе правового государства: оно должно основываться на законе. Например, любое вмешательство полиции в частную деятельность должно иметь прямо выраженное законное основание в каждом индивидуальном случае. Требование законности распространяется на любую деятельность в публичном секторе и касается, в том числе, любого чиновника, который отвечает за предоставление услуг.

Нормы Конституции об основных правах содержат положения о правах и свободах человека и гражданина, которые разделяются на: а) личные права и свободы, б) политические права и свободы, в) экономические, социальные и культурные права и свободы. В Конституции закреплены равноправие перед законом, свобода слова и вероисповедования, свобода собраний и свобода передвижения и перемены места жительства, защита собственности. Граждане Финляндии имеют право участвовать в государственных и коммунальных выборах: в последних могут принимать участие и постоянно проживающие в стране иностранцы. Предусмотрено также право (50 000) граждан на народную инициативу. В Конституции закреплено право на образование (в том числе бесплатное начальное образование), на родной язык и культуру (касается шведоязычного и финноязычного населения, саамов, цыган и иных групп), на работу и свободу личного материального обеспечения[16]. Имеются также положения, направленные на социальную защиту: закреплено право на необходимые средства существования и уход, на адекватные социальные услуги и жилье.

На органы власти возложена в соответствии с § 22 Конституции обязанность обеспечивать реализацию основных прав и свобод человека и гражданина. Помимо этого, Конституция содержит положения о правовой защите (§ 21), согласно которым каждый имеет право на рассмотрение своего дела надлежащим образом и без необоснованного промедления в соответствии с законом компетентным судом и иным органом власти. Каждый имеет также право представить решение, затрагивающее его права и обязанности, на рассмотрение суда или другого независимого правоприменительного органа. Далее в Конституции (§21) закреплено, что гласность разбирательства и право быть выслушанным, получить обоснованное решение и обжаловать его, как и другие гарантии справедливости судебного разбирательства и хорошего управления, обеспечиваются законом. При чрезвычайных обстоятельствах могут вводиться временные ограничения основных прав.

Законодательную власть осуществляет Парламент совместно с Президентом. Законопроекты разрабатываются на основании предложений Правительства и законодательных инициатив народных депутатов. Они рассматриваются в Парламенте. Для принятия обычных или текущих законов достаточно простого большинства. Для конституционных законов или законопроектов о принятии, изменении или отмене Конституции и исключительных законов или законопроектов о внесении ограниченного исключения в Конституцию предусмотрена специальная процедура: дополнительно требуется одобрение в следующем. Парламенте квалифицированным большинством в 2/3. Кроме того, существует процедура для принятия законов по срочным вопросам: законопроект объявляется срочным решением 5/6 и принимается 2/3 состава депутатов того же самого Парламента. Хотя исключительные законы принимаются в том же порядке, что и конституционные, для их изменения достаточно соблюдения процедуры, предусмотренной для обычного законодательства.

Особая процедура установлена по евросоюзным вопросам: с инициативой по ним выступает премьер-министр, который обращается в Большой комитет Парламента, дающий свое заключение; затем Государственный Совет подготавливает законопроект, рассматриваемый в соответствии с вышеизложенной процедурой.

В функции Президента входят утверждение законов и введение их в действие. Президент должен принять решение об утверждении закона в течение трех месяцев. Неутвержденный Президентом закон возвращается на рассмотрение Парламента и при повторном одобрении им вступает в силу без утверждения Президента. Не одобренный Парламентом вновь, закон аннулируется.

На основании принятого Парламентом закона Президент, Государственный Совет или соответствующее министерство могут издавать указы (постановления). Издание нормативного акта может быть делегировано законом другому органу власти, на что должно быть прямо указано.

Система управления в Финляндии включает государственное, коммунальное н косвенное публичное управление.

Система (организация) государственного управления делится на следующие уровни: правительственный, который составляют Президент и Правительство; уровень центральных органов управления, включающих министерства, ведомства, центры и другие органы центрального управления; уровень регионального управления, состоящий из агентств регионального управления и центров экономического развития, транспорта и окружающей среды; уровень местного государственного управления, который представляют магистраты. Региональное развитие призваны обеспечивать Союзы провинций, которыми являются предусмотренные законом объединения коммун.

Коммунальное управление строится на принципе самоуправления жителей коммуны. Конституция гарантирует коммунам право сбора налогов и защищает их перед исполнительной властью. Только Парламент своим законодательным актом, т. е. законом, может устанавливать обязанности коммунам.

Косвенное публичное управление строится на соединении элементов публичного управления и частной деятельности. Обычно имеются в виду организации, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, и публично-правовые учреждения, которым делегированы управленческие полномочия и другие публичные функции. К организациям косвенного публичного управления относятся Банк Финляндии и Союз адвокатов.

Важное место в государственном устройстве Финляндии занимает самоуправление. Правом самоуправления в стране наделены такие публично-правовые субъекты (юридические лица), как коммуны (коммунальное самоуправление), союзы коммун, Аландские острова. Евангелическо-лютеранская и Православная церковь (церковное самоуправление), Хельсинкский университет и Академия Обу.

Важную роль в регулировании публичноправового сектора играет Административный закон 2003 г., который положен в основу административного права [Mäenpää 2018], и направлен на осуществление принципов надлежащего правления [Орлов 2018] и правовой защиты в административно-правовой сфере, на качественность и эффективность административно-правовых услуг. Закон является общим для всего публичного сектора, однако не применяется к правоприменительной и охранительной деятельности, а также в случаях, регулируемых специальным законодательством. Закон обязывает официальных лиц использовать свои полномочия только на осуществление целей, одобряемых законом, соотносить применяемые меры с поставленными целями и защищать законные ожидания, не допуская дискриминации тех. кто обращается к официальным лицам. Административно-правовые процедуры должны в первую очередь строиться на принципе обслуживания и консультирования. Обжалование административных решений регулируется Законом о судебной процедуре в административных делах 2019 г. Закон содержит положения, которые касаются общей процедуры обжалования, а также положения, которые регулируют апелляционное обжалование и чрезвычайные процедуры обжалования.

Правоохранительные органы

Судебная система. Конституция Финляндии гарантирует каждому право на рассмотрение его дела надлежащим образом и без необоснованной задержки в суде или в другом органе публичной власти. У каждого есть право на обжалование решения, которое затрагивает его права и обязанности, в суде или в другом правоохранительном органе. Принципы адекватного (хорошего) правления прямо закреплены в Конституции. К ним относятся:

а) публичность рассмотрения,

б) право быть выслушанным,

в) право получить обоснованное решение,

г) право обжаловать решение.

Изложенные выше принципы судопроизводства также имеют большое значение с точки зрения правовой защиты. На обеспечение правовой защиты направлены право на бесплатное судопроизводство (малообеспеченным) и принцип независимости судей (конституционная гарантия). Единственной обязанностью судьи является применение действующего законодательства. Судьи назначаются Президентом и несменяемы; но предусмотрен и обязательный уход на пенсию по достижении 67 лет.

Общими судами в Финляндии являются суды первой инстанции (уездные суды), суды второй инстанции (надворные суды) и Верховный Суд.

В судах первой инстанции рассматриваются гражданские и уголовные дела, а также разводы, адаптирование детей, опекунство; производится регистрация недвижимости. Уголовные и некоторые семейные дела разрешаются судьей и заседателями.

Процедура судебного рассмотрения дела состоит из подготовительной стадии, на которой стороны обычно обмениваются письменными прениями (хотя, например, спор, касающийся долга, может быть решен сразу), затем следуют устные прения, которые ведутся одним судьей, и, если решение не найдено, назначается слушание дела. Разбирательство дела на основной стадии рассмотрения проводится тремя судьями или одним судьей вместе с тремя заседателями. При разрешении дела принимаются во внимание только устно представленные материалы. Суд выносит мотивированное решение.

С 2003 г. в рассмотрение гражданских дел введены некоторые изменения, целью которых является ускорение и удешевление судебной процедуры. Так, в некоторых случаях дело может быть решено сразу после письменных прений по согласию сторон. На устранение излишних процедур направлено положение, в соответствии с которым суду предоставлена возможность использовать ранее представленный материал на более поздних стадиях слушания дела (на основании, например, подготовленного судьей письменного резюме). Новыми являются положения Закона о мировой процедуре в гражданско-правовых делах 2005 г., которыми внесены соответствующие изменения в процессуальное законодательство. Эти положения обязывают судей способствовать мировому соглашению между сторонами и разрешают решения, которые строятся не столько на прямом применении законодательных положений, сколько на принципе соразмерности (справедливости).

Судами второй инстанции являются апелляционные суды; однако по некоторым категориям дел надворный суд выступает в качестве суда первой инстанции.

В принципе любое решение суда первой инстанции может быть обжаловано в надворном суде, однако надворный суд может уже в начале рассмотрения жалобы прекратить ее дальнейшее рассмотрение, если не предоставит разрешение на дальнейшее рассмотрение дела. Такое разрешение предоставляется в случае, если:

имеются причины сомневаться в правомерности результата решения суда первой инстанции;

нет возможности оценить правомерность результата решения суда первой инстанции без предоставления разрешения;

предоставление разрешения в подобных делах является важным с точки зрения правоприменительной практики;

имеются другие важные причины для предоставления разрешения.

В случае непредоставления разрешения на дальнейшее рассмотрение дела решение суда первой инстанции является окончательным.

Обычно рассмотрение дела в надворном суде производится посредством письменной процедуры, но по ходатайству сторон проводится устное слушание дела. Обычно суд второй инстанции выносит окончательное решение.

Верховный Суд принимает к своему рассмотрению дело, рассмотренное в нижестоящих инстанциях, в случае если поставленный в заявлении вопрос имеет преюдикативное значение (прецедент) и его решение является важным с точки зрения единства судебной практики. Для производства по делу в Верховном Суде могут быть другие важные причины (например, серьезная ошибка). Рассмотрение дела в Верховном Суде производится посредством письменной процедуры. По некоторым делам Верховный Суд выступает в качестве апелляционного суда.

В Финляндии установлено общее право обжаловать административные решения. Ограничения этого права устанавливаются в законодательстве. Жалобы на административные решения, касающиеся налогов, коммунальных вопросов, строительства, социальных вопросов, здравоохранения и т. д., рассматриваются в губернских административных судах. В соответствии с обновленной процедурой в этих судах организуется по возможности устное рассмотрение, особенно если этого просит заявитель (физическое или юридическое лицо). Согласно обновленным требованиям обжалование решения возможно, только если требование о его исправлении не было удовлетворено.

Верховный административный суд является апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным губернскими административными судами. Решение по административно-процессуальному делу может быть обжаловано в Высший административный суд, если им будет выдано разрешение на апелляцию. Рассмотрение дела основывается на письменной процедуре, но Закон о судебной процедуре в административных делах 2019 г. предусматривает возможность устного разбирательства.

Систему специальных судов составляют Рыночный суд (решения без права на апелляцию), Трудовой суд (коллективные договоры; решения без права на апелляцию), Страховой суд (социальное страхование; решения без права на апелляцию) и Суд по процедуре импичмента (дела в отношении высших должностных лиц).

Обвинительные функции осуществляют уездные обвинители и общегосударственный (генеральный) обвинитель.

Функции зашиты осуществляют адвокаты (члены Союза адвокатов), консультанты по правовой помощи и другие лица. Монополия адвокатов на ведение дел в суде в Финляндии отсутствует, но поверенный на ведение дела должен быть авторизованным юристом.

Исполнительным производством занимаются уездные исполнители, которые подчиняются Министерству юстиции. По некоторым делам (налоги, штрафы, долги) предусмотрена возможность прямого исполнения (без судебного решения).

Исправительная система состоит из тюремного заключения (в том числе условное наказание), штрафа, общественных работ и условного освобождения. Новеллой является наблюдательное наказание.

Органом управления правовой сферы является Министерство юстиции, в функции которого входят подготовка законодательства и управление правовой системой. Министерство является высшим органом по наблюдению за выборами и осуществляет регистрацию партий и надзор за их финансированием.

Функции правового надзора осуществляют Канцлер юстиции (Государственного Совета) и Омбудсмен (Парламента). Канцлер юстиции осуществляет надзор за законностью деятельности Государственного Совета и Президента и за законностью деятельности публичного сектора в целом; кроме того, он является высшим органом обвинения. К компетенции Омбудсмена относится надзор за соблюдением судебными органами и другими органами власти законов при осуществлении публичных функций и исполнением ими своих обязанностей. Омбудсмену предоставлено право обвинения.

Процессуальное право. В процессуальном праве Финляндии [Frände 2017] принято объединять гражданский и уголовный процесс. Это основывается на том, что положения Раздела (Кодекса) Свода законов о судопроизводстве 1734 г. являются общими. При этом учитываются различия указанных отраслей права.

Основные принципы судопроизводства (процессуального права) можно разделить на общие и судебно-процессуальные. К общим принципам, которые охватывают управление вообще, относятся принципы законности, целесообразности, объективности, относительности, равенства и принцип соответствия цели закона.

Принцип законности выражается в том, что должностные лица обязаны соблюдать как материальные, так и процессуальные нормы права. Важным является требование законодательства Европейского Сообщества, согласно которому полномочия возлагать на частного субъекта права и обязанности и предоставлять ему льготы должны иметь законодательную основу. Существенным является также принцип правовой защиты, требования которого учитываются не только в правоприменительной, но и в законодательной деятельности.

Принцип целесообразности выражается, в свою очередь, в требовании к действиям должностных лиц и, в частности, к судебному процессу: он должен быть настолько, насколько это возможно, надежным, быстрым и дешевым. Принцип объективности относится к решениям и иным действиям: они должны быть объективно обоснованы и беспристрастны; принцип относительности обязывает должностных лиц разумно соизмерять свои действия. Согласно принципу равенства все равны перед законом, а принцип соответствия цели закона предполагает, что должностное лицо не должно выходить за пределы своей компетенции и смысла закона, применяемого к рассматриваемому вопросу (запрет на злоупотребление свободой усмотрения).

К судебно-процессуальным принципам относится контрадикторный принцип, или принцип состязательности (audiatur et altera pars), согласно которому суд не имеет права предоставлять правовую защиту стороне, если противоположной стороне не обеспечена возможность ответного выступления. Важными в судебном процессе являются также принципы публичности (принцип гласности), непрерывности, устности и непосредственности, и принципы свободной оценки доказательств и независимости суда.

Уголовный процесс строится на аккузаторной процедуре: обвинитель или другое лицо, выступающее с обвинением (потерпевший), обеспечивают ведение дела. Это означает, что пределы судебного расследования определяются обвинением, и суд может осудить только за то деяние, которое инкриминируется обвиняемому. При этом процесс строится на презумпции невиновности, и правовая защита обеспечивается независимо от желания обвиняемого в соответствии с принципом официальности (официальной инициативы).

В гражданском процессе основным является принцип диспозитивности в случае, если в деле допускается примирение. Согласно этому принципу участник процесса самостоятельно решает, нуждается ли он в правовой защите (nemo judex sine actore), в каком объеме (ne eat judex ultra petita partium) и к какой форме правовой защиты он прибегнет. В случае если примирение недопустимо, судебное разбирательство гражданского дела строится на принципе официальности (официальной инициативы), в соответствии с которым правовая защита обеспечивается независимо от желания стороны.

В юридической литературе в Финляндии употребляются также термины «разбирательство» и «исследовательская процедура». Под разбирательством подразумевается процедуpa, при которой изложением существенных обстоятельств и сбором доказательств по делу занимаются участники процесса. Исследовательская процедура означает, что выяснение обстоятельств дела и сбор доказательств входят в обязанности суда (принцип объективной истины). Следует заметить, что принципы диспозитивности и разбирательства объединяются понятием процессуальной активности сторон. Принцип официальности и исследовательскую процедуру тоже объединяют, употребляя понятие официальной активности.

Содействие примирению является новой тенденцией процессуального права Финляндии и охватывает не только гражданские, но и уголовные дела (в случае мелких преступлений). Притом в гражданском процессе судьям согласно Закону о судопроизводстве прямо вменена обязанность выяснять возможность примирения сторон, а также способствовать достижению в споре мирового соглашения (ст. 5: 26).

Частное право. Основой частного права Финляндии являются правовые нормы, регулирующие отношения между гражданами и юридическими лицами, в которых они выступают в качестве частных лиц. Эти правоотношения строятся на свободе договора, содействии обменным интересам и взаимодействии субъектов отношений, а также на правовом равенстве сторон. Взаимоотношения в частном праве носят децентрализованный характер, хотя оно включает и императивное регулирование.

Гражданское право [Lohi 2013] состоит из семейного, наследственного и имущественного права. Имущественное право, в свою очередь, включает в себя вещное, обязательственное и имматериальное право.

Субъектами гражданского права являются физические и юридические лица. Юридические лица могут быть публично-правовыми и частноправовыми. К первым (юридическим лицам) относят прежде всего государство и коммуны. Ими являются также провинция Ахвенанмаа (Аландские острова) и объединения коммун, Евангелическо-Лютеранская и Православная церковь, Ведомство по народным пенсиям и Банк Финляндии, а также некоторые другие субъекты права.

Частноправовые субъекты разделяются на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим юридическим лицам относятся общества и товарищества: полное товарищество, коммандитное товарищество и акционерное общество; известны и такие специальные акционерные общества, как жилищное акционерное общество и коммерческий банк. Хозяйственной деятельностью занимаются кооперативы, хозяйственные объединения. Некоммерческими юридическими лицами являются ассоциации, союзы (объединения) и фонды. В праве Финляндии присутствуют иностранные и международные субъекты права (как публичные, так и частные).

Семейное законодательство регламентирует заключение и расторжение брака, правовое положение супругов и детей и их взаимоотношения, вопросы содержания детей. К семейному праву относят и опекунское право. Для данной группы отношений характерно присутствие публичного элемента. Это отражается в том, что многие нормы, регулирующие эти отношения, являются императивными и направлены на защиту прав ребенка. Характерными чертами семейного права Финляндии (как и других Скандинавских стран) являются равноправие супругов, отсутствие принципа вины при разводе и равноправие законно- и незаконнорожденных детей. Супруг обычно имеет брачное право на имущество другого супруга.

Основным законом, который регулирует наследственно-правовые отношения (Si 235-238 Собрания законов), является Закон о наследовании (40/65). Он содержит нормы, которые регулируют наследование по закону и по завещанию, и включает также положения об установлении наследственной массы и разделе наследства. В наследовании по закону очередность призвания к наследованию определяется по системе парантелл[17] с учетом права представления[18]. Круг наследников по закону ограничен первыми тремя парантеллами, т. е. двоюродные братья и сестры по закону не наследуют. При наличии прямых наследников по нисходящей линии (первая парантелла) переживший супруг не является законным наследником.

Вещное право регулирует правоотношения собственности и пользования. Важной особенностью вещного права Финляндии является присутствие помимо традиционной статической защиты (негаторный иск) института динамической защиты. Она предусмотрена на случай коллизии прав и выражается в защите постороннего (третьего лица). Это может быть, например, титульная защита или защита правопреемника (successor, transferee, assignee) от требований собственника[19], защита при обмене: правопреемника от требований должников передатчика имущества и более поздних приобретателей.

Центральным понятием обязательственного права считается обязательство (obligatio) или право требовать от другого лица имущественно-ценного поведения. Это отношения между должником и кредитором. В обязательственное право входят договорное право, право возмещения ущерба, долговые отношения и платежные инструменты, страховое право. Исходя из способа возникновения обязательства разделяют на:

а) основывающиеся на сделках (в том числе договорах),

б) возникающие вследствие правонарушения или деликта,

в) касающиеся неосновательного обогащения.

Обязательства, основывающиеся на сделках, возникают путем принятия одностороннего обязательства (обещание дарения, гарантия) или посредством механизма заключения договора, предусмотренного Законом о сделках, путем обмена волеизъявлениями (предложение и акцепт).

Обязательства, возникающие вследствие правонарушения или деликта, предполагают прямое указание в законе на обязанность возмещения ущерба. Изначально предполагается виновное причинение вреда (ущерба), но как в законе, так и на практике известны случаи объективной ответственности (независимо от вины правонарушителя).

Обязательство возвратить необоснованно полученное (неосновательное обогащение) возникает на основании закона или правовых принципов. Обычно имеется в виду возврат исполненного и при этом предполагается, что исполнение, и извлечение выгоды из этого не имеют правового основания вследствие ошибки или иной причины.

Важное место в гражданском праве занимает защита потребителя. Развитие законодательства, направленного на защиту потребителя, в Скандинавских странах привело к появлению концепции социального гражданского права. Его основной идеей является требование принимать во внимание различия в ролях сторон по договору и различия в их возможностях нести риски при определении содержания договорного отношения и его правовых последствий. Защита потребителя осуществляется в праве Финляндии не только на индивидуальном уровне при разрешении конкретных правовых споров, но и на коллективном уровне путем регулирования стандартных условий договоров, где особое внимание уделяется несправедливым условиям; такие условия обычно признаются несправедливыми.

Актуальными проблемами правового регулирования. прежде всего обеспечения правового государства, в Финляндии продолжают являться непомерно высокие судебные расходы при рассмотрении дел не только в общих судах, но и в административном судопроизводстве. Важным вопросом является также обеспечение требований Закона о публичности в условиях продолжающейся приватизации публичных функций, когда перевод деятельности из публичного (государственного или коммунального) управления в частный сектор выводит эту деятельность за рамки предусмотренных законом требований гласности. Также из-за экспансии новых технологий возникают вызовы обеспечению правовой защиты[20].

Выводы

Таким образом, правовая система Финляндии исторически сформировалась как проявление так называемого скандинавского права. Характерной особенностью скандинавского права является интеграция таких черт правового регулирования, как стабильность и предсказуемость, свойственные для континентального (романо-германского) права с его законодательной основой, и гибкость и открытость наряду с приверженностью к традициям, свойственные для общего (англосаксонского) права с его прецедентно-правовой основой. При этом следует отметить оригинальность правовой системы Финляндии, которую обеспечивает уникальный финский язык, однако и он продолжает сохранять свою римско-правовую концептуальную основу, которая является общей для западного (а также российского) права.

Правовой системе Финляндии все еще присущи некодифицированность и скудость законодательства, а также открытость и плюрализм доктрины вместе с отсутствием жестких отраслевых отграничений. Право Финляндии сохранило таким образом свои особенности и продолжило развитие. Способствование диспозитивности, присущее в первую очередь частному праву, и обеспечение защиты субъективных прав, прежде всего основных прав и прав человека, что является характерным для публичного права, а также отражение этих требований и содействие примирению в процессуальном праве обеспечивают дальнейшее развитие права Финляндии в сторону его соответствия современным требованиям правового регулирования.


Список литературы

Орлов В. Г. Основы надлежащего правления // Реформы и право. 2018. № 1. С. 3-15.

Aarnio A. Luentoja lainopillisen tutkimuksen teoriasta. Helsinki: Forum iuris, 2011.

Aarnio A., Tolonen H. Oikeuden yleistieteet // Oikeustiede Suomessa 1900-2000. Helsinki, 1998. S. 172.

Lohi J. K. T. Johdatus varallisuusoikeuteen. Helsinki: Talentum, 2013.

Makkonen K. Luentoja yleisestä oikeustieteestä. Helsinki: Yleisen Oikeustieteellisen laitoksen julkaisuja, 1998.

Micklitz H. W. The Many Concepts of Social Justice in European Private Law. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2011.

Mäenpää O. Hallintaoikeus. Helsinki: Alma Talent, 2018.

Pöyhönen J. Uusi varallisuusoikeus. Saarijärvi: Talentum media Oy, 2003.

Wilhehnsson T. Senmodern ansvarsrätt. Privaträtt som redskap för mikropolitik. Helsingfors, 2001.

Wilhelmsson T. Vastuu ja yksityisoikeuden Systeemi // Lakimies. 1997. № 8. P. 559-579.
References


Информация об авторе

Владимир Георгиевич Орлов — доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (наб. реки Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, Россия, 191186); доцент международного контрактного права. Хельсинкский университет (ул. Университетская, д. 3. Хельсинки, Финляндия, 00014.


Дата поступления в редакцию / Recieved: 23.12.2019

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 17.02.2020


Примечания:

1

Идея широкой кодификации считается не соответствующей современному обществу с его быстро меняющейся и становящейся все более фрагментарной действительностью. Систематизация правовых норм, как и их объяснение, составляет обычно прерогативу правовой науки.

2

Например, в Швеции и Финляндии это так называемый Закон 1734 г. (1734 ers lag, Vuoden 1734 laki).

3

Основу Конституции Финляндии до принятия новой Конституции составляли четыре  конституционных закона: Закон о форме правления 1919 г., Закон о Государственном Суде 1922 года, Закон о министерской ответственности 1922 г. и Регламент Парламента 1928 г.

4

В Финляндии считается важным, что любое лицо вправе разумно ожидать, что дело, участником которого оно является, будет решено таким же образом, как и подобные предыдущие дела. Сами по себе судебные решения не являются, однако, юридически обязательными ни «вертикально» (по отношению к нижестоящим судам), ни «горизонтально» (по отношению к собственным решениям).

5

Положение национального нормативного акта не должно применяться, если оно находится в противоречии с положениями вышестоящего законодательного акта или наднационального законодательства. Не примененной может быть также норма права, которая потеряла
свое значение, т. е. перестала быть действующей в результате длительного неприменения.

6

[См. подробнее: Aarnio 2011; Makkonen 1998; Niemi 2015].

7

Вместе с тем доктрина скандинавского реализма не содержала требования эмпиризации правоведения, и выяснение содержания правовых норм продолжало быть основной целью правоведения, причем его новизной стало требование отказа от аргументации, построенной на анализе правовых понятий (юриспруденция понятий) в пользу аргументации с использованием реальных аргументов.

8

При этом действительность (правовой нормы) выступает проявлением реальности, и это означает, что закон (право) есть факт, феномен, а не идеальность, и соответственно само правовое знание является знанием о феномене.

9

В соответствии с учениями правового реализма правовые нормы невыводимы из концепций или классификаций. и вообще умозаключения из концепций невозможны, так как сами концепции пусты. В соответствии с этим в умозаключениях должны быть представлены реальные феномены, которые стоят за концепциями и выявляются посредством анализа, определяемого потребностями правовой защиты: при этом условием предоставления правовой защиты является реальная потребность в ней. Потребность в концепциях, однако, есть, так как они служат техническими средствми поиска действительного объекта познания и являются средством систематизации.

10

Основой альтернативной юриспруденции (uso alternative del diritto), в которой марксистская доктрина нашла свое проявление первоначально в Италии, а затем, в 70-е гг. XX в., — в Финляндии, было решение вопроса о том, как можно использовать действующее в буржуазном обществе право на основе «альтернативных ценностей» в интересах пролетариата.

11

Этот период назван постаналитическим. Как и для периода юриспруденции понятий, для него характерен нормативистский подход, но в общих учениях мес то понятий заняли принципы, которые, однако, «привязываются» к позитивному праву. С другой стороны, общие учения принято связывать с их общественным контекстом, в котором важное место принадлежит идеологии благоденствия.

12

Концепция реальных аргументов продолжает занимать важное место, особенно в договорном праве, и нашла отражение также в экономико-правовых исследованиях (law and economics), придающих большое значение экономическому поведению.

13

Сосуществование различных направлений, открытость доктрины являются характерными чертами теории скандинавского договорного права, что во многом связано с практическим отсутствием доктринальных положений в законодательстве.

14

Следует заметить, что вместе с тем правосудие стало менее доступным, отчасти благодаря и процессуальным реформам, проведенным, например, в Финляндии в 90-х гг. XX в.

15

В распространенной публикации законодательства Финляндии Suomen laki 1955 г. До этого в Финляндии был официально принят к пользованию опубликованный в 1867 г. перевод Закона 1734 г. (Ruotsin valtakunnan laki: hyväksytty ja vahvistettu valtiopäivillä vuonna 1734: uusi suomennos. Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, Helsinki 1867).

16

Запрет на дискриминацию в трудовых и служебных отношениях, а также по этническому принципу предусмотрен Законом о равноправии 2004 г., принятым в соответствии с требованиями законодательства ЕС.

17

Парантеллой называется группа кровных родственников, образуемая общим предком и его нисходящими.

18

По праву представления права наследника, умершего ранее наследодателя, переходят к его нисходящим.

19

Исторической основой этого института считается принцип германского права Hand wahre Hand, согласно которому собственник, который добровольно передал свою вещь другому лицу во владение, не может требовать ее от третьего лица, которому владелец ее передал.

20

См., например: URL: https://oikeusministerio.fi/ajankohtaista (дата обращения: 29.06.2020).


Источник: Herald of the euro-asian law congress, 2020 Вып. 1.

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.suomesta.ru/2020/11/12/orlov-v-g-pravovaya-sistema-finlyandii-2020-statya/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.