Коронационная акварель Альберта Эдельфельта * Статья | Финляндия: язык, культура, история
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМОЧЬ САЙТУ МАТЕРИАЛЬНО - БЕЗ ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОН СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ СМОЖЕТ!

Коронационная акварель Альберта Эдельфельта * Статья

Л.В.Суворова 


Из книги:

Санкт-Петербург  и Страны Северной Европы: Материалы ежегодной научной конференции (25-26 апреля 2001 г.). Под ред. В. Н. Барышникова, С. Ю. Трохачева. СПб.: РХГИ, 2002.


 

en

Эдельфельт Альберт — Выход Императора Николая II после коронации на Красное крыльцо

В Отделе рисунка Государственного Русского музея в Санкт-Пе­тербурге хранится Коронационный альбом оригиналов, куда в числе девятнадцати произведений известных русских мастеров, посвященных церемонии венчания Николая II на царство, вошла и акварель А. Эдельфельта «Поздравление казачьего войска» (1896, акв., 28,5х40, ГРМ). (админ. — к сожалению, пока не нашел самого рисунка ) Финский живописец Альберт Эдельфельт (I854-I905) был талантливым портретистом, писал исторические картины и прославил себя в изобра­жении сцен народной жизни. С 1881 г. А.Эдельфельт – действитель­ный член С.-Петербургской Императорской Академии художеств. За уча­стие в организации серии финских выставок в России и ряд заслуг в 1883 г. был награжден орденом св. Анны III степени.  В связи с по­стоянным интересом, который художник проявлял к истории Финляндии и России, немаловажным представляется факт его присутствия на тор­жествах коронации в Москве в мае 1896 г.[i] О работах на эту же тему А. Рябушкина опубликована статья Р.И.Власовой «Поклон народу» в журнале «Мир музея» за 1993 г.[ii]

Р. Власова пишет, что коронацию Николая II и императрицы Александры Федоровны Министерство императорского двора намеревалось отмечать весьма пышно. Планировались торжественные трапезы в Кремлевском и Петровском дворцах, парадное представление в Большом театре силами артистов Императорских театров, роскошный бал в Александров­ском зале Кремля и, разумеется, фейерверки, иллюминации, народные празднества с подарками, столь трагически завершившиеся на Ходынском поле. Планировалось изготовление памятных медалей, а также из­дание богатого коронационного сборника. В его первый том вошел истори­ческий обзор всех русских коронаций; второй состоял из многочислен­ных фотографий лиц императорского двора, программ увеселений, и списка прибывших в Москву для участия в празднестве гостей. Предполагалось также издание художественного альбома, включающего 40 ил­люстраций, в основном акварельных. Темы изыскивались согласно подобным альбомам 1856 г. и 1883 г. От замысла ожидался немалый художественный результат, ведь к его осуществлению были привлечены многие известные мастера.

1 марта 1896 г. А.Эдельфельту, члену Финляндского художест­венного Общества, было отослано официальное приглашение вице-прези­дента Академии графа И. Толстого войти в состав делегации представи­телей Академии на коронацию 14 мая, с целью художественного воспро­изведения моментов церемонии. А.Эдельфельт ответил согласием и был включен в Список художников, командированных в Москву, куда, поми­мо него, входили И.Репин, А.Бенуа, В.Мате, А.Рябушкин, А.Соколов и Н.Самокиш, не считая москвичей В.Серова и В.Васнецова — всего две­надцать человек. Отдельно прибыла группа иностранцев, в их числе художники датчанин Л.Туксен, участник коронации 1883 г., францу­зы Ч.Форестье, А.Порше и Г.Жерве, П.Нобс из Эдинбурга и Ф.Рубо из Мюнхена. Специально организованной еще в январе Комиссией по соста­влению художественного альбома, под председательством графа И.Толстого, А.Эдельфельту были предложены для исполнения следующие сюже­ты: Высочайший въезд в Кремль 9 мая; Шествие Их Величеств в Успенский собор; Поздравление Казачьего войска в Тронной зале и Парадный спектакль 17 мая в Большом театре. Всего четыре. В зависимости от задания художникам предоставлялись пропуска на трибуны и в Кремль. Был определен срок подачи готовых работ — 1 мая 1897 г., и возна­граждение в одну тысячу рублей за акварель и пятьсот рублей за рису­нок карандашом или пером. Время командировки (группа жила в го­стинице «Тулон») предполагалось от 15 апреля до 1 июня. Но уже 19 мая (напомним, что 18 числа произошли ходынские события) многие художни­ки выехали из Москвы «для исполнения возложенных на них работ». На все расходы по командировке, включая проезд, участникам было выдано по триста рублей, все получили памятные нагрудные знаки.

Чин венчания на царство сложился в Византии и имел церковные корни. Поэтому за каждым листом выполненных композиций — моменты истории, где художники точно следуют обряду. Известно, что вице-президентом было получено специальное разрешение для художников пользоваться альбомом фотографий. В.Серов в письме секретарю Ака­демии пишет: «Благодарю Вас за хлопоты по части господина Изволь­ского (Извольский — посол в Японии — Л.С.); а он шутник надел ленту Римскую (когда позировал — Л.С.), которой у него в коронации не бы­ло, и сегодня я полдня разъезжал в Капитул орденов и Министерство иностранных дел, чтоб узнать, что это за лента; очень рад, что ее, этой ленты, не нужно совсем».[iii]

Подобные трудности, а также трагедия Ходынки, предопределили сокращение числа планировавшихся иллюстра­ций. Несмотря на большие материальные затраты и богатство из­дания, общий художественный уровень обоих коронационных томов ока­зался невысоким, и, как констатирует Р.Власова, мало чем отличался от изданий «Нивы»; что касается работ привлеченных художников, подчерк­нула она, явно наспех сочинил свой лист И.Репин, а работа К.Лебеде­ва «Причащение…» оказалась удручающе детальна, по-академически прилизанна. Среди художественно интересных произведений Р.Власова называет композицию Альберта Бенуа «Иллюминация Москвы», легкую, нарядную, овеянную романтикой; акварель В.Серова «Миропомазание Ни­колая II», написанную удивительно свободно, в броской импрессиони­стической манере. Особенно выделены ею эскизы А.Рябушкина, из частного собрания.

Среди документов архива Академии художеств есть расписка А.Эдельфельта на русском языке о получении платы за одну исполненную акварель «Представление Их Величествам депутации старшин Донских ка­заков, от 2 марта 1897 г. (деньги по этой доверенности должен был получить помощник хранителя музеев при Императорской Академии худо­жеств Э.Визель). В сентябре вице-президент Академии обнаружит, что не все сюжеты сданы, и не все исполненные рисунки — одинакового до­стоинства. В декабре все участники, в том числе А.Эдельфельт, получат де­пеши об отмене заказа, «как потерявшего значение современности». Возможно, три невостребованных эскиза А.Эдельфельта существуют в финских собраниях. Принятые комиссией работы и составили названный «Альбом рисунков, исполненных художниками во время Священного коро­нования 1896 года» в художественно выполненном кожаном переплете, выпущенный в 1899 г. в типографии О.Кирхнера. Это оригинальные произведения, хранящиеся в Русском музее. Два тома корона­ционного сборника находятся в Отделе эстампов Российской националь­ной библиотеки.[iv]

Известно, что одновременно с командировкой А.Эдельфельт работал над официальным портретом Николая II (для Финляндии), чек на получение трех тысяч рублей за этот портрет был отослан художнику в Москву.[v] В сцене де­путации казачьих войск для коронационного альбома портретное сходст­во царя передано очень точно. Поздравление происходит в одном из орденских залов Кремлевского дворца — Андреевском. Свод зала поддер­живают пилоны, покрытые золоченой лепкой, стены обтянуты голубым шелком цвета ленты ордена Андрея Первозванного, основанного Петром Первым. У противоположной входу стены — императорский трон на возвышении, с пологом, подбитым горностаем. Паркет, разных пород дерева, замечателен богатством рисунка. Именно залитый светом из окон и люстр блеск паркета игрой рефлексов, бликов и теней в пер­вую очередь притягивает глаз. Льется яркий свет из восьми бронзовых люстр, третий поток света исходит из смежного Александровского за­ла. «При эффектном электрическом освещении залы представляли блестящий вид», — свидетельствует в заметках о коронации корреспондент «Нивы».[vi] И только потом замечаются три удачно скомпонованные на листе группы — депутация казаков в длинных форменных кафтанах, теснящихся в ряд, стайка нарядных придворных дам с лорнетами, в глуби­не, и наконец, царская чета — на фоне балдахина с золотыми шнурами и вен­зелями, у ступеней, ведущих к трону, спокойно и с достоинством при­нимающая поздравления. Николай в парадном мундире и голубой орден­ской ленте, на Александре бальное платье с длинным шлейфом, Андре­евской же лентой, на голове — бриллиантовая диадема. Она протягива­ет руку склонившемуся в поклоне бородатому казаку с посохом, симво­лом власти: это композиционный центр картины. Колорит строится на контрастах желтого, синего и белого (требования задания ограничива­лись использованием трех цветов), причем желтый цвет — цвет золота и солнечного света — активен и организует единство цветового строя.

Художник-акварелист Н.Н.Каразин (1842-1908), иллюстратор, вы­полнявший натурные рисунки коронации Александра Ш в 1883 г., тог­да же представил и сцену депутации казачьих войск: огромный зал ра­стянут в ширину, залитый огнем, он переполнен приглашенными — посла­ми и министрами, военными и представителями дворянства – хотелось уместить всех.[vii] Поэтому в центре толпы теряются фигурки императрицы в роскошном туале­те, и царя рядом, будто позирующего для фотографа. Работы А.Эдельфельта обнаружила тонкое композицион­ное чутье, которое подсказало художнику именно данное ее построение. Выбран­ный им вертикальный формат усиливает впечатление значительности сце­ны, ее величественный характер. Тема, так мучившая И.Репина — царь и народ на фоне придворной знати — их противопоставление — здесь разрешается с помощью действия.[viii] На первый план А.Эдельфельт поме­щает стоящего спиной офицера-распорядителя, руководящего депутацией, что усиливает композиционную жизненность сцены. В 1893 г., принимая в Гельсингфорсе выставку Общества русских акварелистов, финская кри­тика отмечала мягкость и тонкость отделки, виртуозность исполнения и художественную самостоятельность представленных работ русской шко­лы (это касалось и Н.Каразина, участника I выставки русских акварелистов в 1886 г., и А.Бенуа, и других). Финляндцы же, сообщали они, пишут акварели широко, живо и смело, не обращая внимания на изящество отделки.[ix] Коронационная акварель А.Эдельфельта соединила в стилистике черты двух школ.

Современники неоднократно подчеркивали жизнеутверждающий тон картин А.Эдельфельта. Автор монографии о нем М.Кайпайнен писала, что «художник был, как призма, которая поворачивается к свету и пы­тается отбросить изображение еще более светлым, чем оно есть на са­мом деле».[x] Обычно А.Эдельфельта помнят прежде всего в качестве главного проводника финско-французских художественных связей, но он стал также основополагающей фигурой в области финско-русских культур­ных взаимоотношений.[xi] Участие в группе художников на торжествах ко­ронации говорит не только о признанном даровании А.Эдельфельта, но о его особом авторитете и компетентности.

Примечания:

[i]Переписка с Министерством Императорского Двора о коронационном альбоме Императора Николая II // Российский государственный исторический архив (далее: РГИА). Ф.789. Оn. 12-1895, Д. 4-3. С. 231.

[ii] Власова Р.И. Поклон народу. Андрей Рябушкин и его работы для Художественного альбома «Коронование в Москве 1896 года» (СПб.,1899) // Мир музея, 1993. № 1. С.38-43.

[iii] Там же. Переписка… С.347.

[iv] Коронование в Москве 14 мая 1896 года. Коронационный сборник в двух томах. СПб., 1899. // Российская Национальная библиотека, Отдел эстампов.

[v] Альберт Эдельфельт. // РГИА. Ф.789. Оп.10-1878. Д.75. С.26.

[vi] Немирович-Данченко В.И. Москва в мае 1896. Письма о коронации. // Нива, 1896. С.586.

[vii] Нива, 1883. Коронационные номера № 2I-24. Рисунки с натуры спец. корреспондента Н.Каразина. С.482.

[viii] Грабарь И. Илья Ефимович Репин. Монография в двух томах. T.I: От первых шагов до эпохи расцвета. М., 1937. С.277 (о картине И.Ре­пина «Речь Александра Ш к волостным старшинам», 1886. ГТГ).

[ix] Выставка Общества русских акварелистов (Атенеум). // Новости и биржевая газета. 1893. 7/19 февраля. С.З.

[x] Цит. по: Расторгуев Д. Творчество Альберта Эдельфельта. // НБА PAX. 11-2-4338. 1990. С.14.

[xi] Рейтала А. Дружба под сенью политики. Введение в историю российско-советских и финских художественных взаимосвязей. Доклад в Санкт-петербургском Институте им. И.Репина в 1980 г. С.4.

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.suomesta.ru/2014/08/14/koronacionnaya-akvarel-alberta-edelfelta-statya/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.