Вяйнё Таннер * Väinö Tanner | Финляндия: язык, культура, история
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМОЧЬ САЙТУ МАТЕРИАЛЬНО - БЕЗ ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОН СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ СМОЖЕТ!

Вяйнё Таннер * Väinö Tanner

Väinö Tanner

Вяйнё Таннер

(1881-1966)

премьер-министр, председатель Социал-демократической партии Финляндии, исполнительный директор «Эланто».


Вяйнё Таннер принадлежал к числу наиболее влиятельных фигур Финляндии на протяжении 40 лет. Он был премьер-министром первого левого правительства Финляндии и министром в семи правительствах. Во многом заслугой Таннера является то, что левые продолжали поддерживать линию правительства во время Зимней войны и Войны-продолжения. Таннер, осужденный как виновник войны и жестко критикуемый Советским Союзом, вернулся в политику в конце 1950-х гг., когда он был избран председателем Социал-демократической партии Финляндии, находившейся на грани раскола. Именно Таннер превратил кооператив «Эланто» в Хельсинки в процветающее предприятие.

Если попытаться найти в финском обществе 20 в. фигуры, пользо­вавшиеся влиянием на протяжении длительного времени, то одним из первых в этом списке можно назвать Вяйнё Таннера, как в силу глубины, так и по продолжительности его влияния. Формально говоря, Таннер вступил в большую политику еще в 1904 г., когда он вошел в Социал-демократическую партию Финляндии (СДПФ) в качестве кандидата в члены партийного руководства и не покидал «поле битвы» вплоть до 1963 г. Его влияние обнаруживалось в различных сферах общественной политики. Если принять во внимание социальное происхождение Таннера, сына тормозного кондуктора на железной дороге, его жизненный путь являет собой подлинную историю успеха. Хотя в истории государств, обретших национальную независимость, можно в большом количестве найти подобные примеры, история Таннера для Финляндии исключительна. На практике он оказался единственным, кто после гражданской войны смог возглавить социал- демократическую партию в белой Финляндии.

Был ли Таннер после 1918 г. ортодоксальным социал-демократом, является, конечно, вопросом интерпретации. Следует отметить, что он резко отмежевался лишь от крайне правых и крайне левых. Ему удавалось эффективно взаимодействовать со всеми секторами общества, особенно в экономической сфере. Он был непоколебимым поборником демократии конституционализма.

Жизнь Таннера наполнена множеством звездных моментов, которые возвышают его над окружением. На самом деле, одним из таких взлетов стала уже его первая значимая должность — управляющего «Кооперативного общества малоимущих Турку». Это предприятие было тогда крупнейшим подобным кооперативом в Финляндии, а его управляющему было всего 22 года. Правда, Таннер в то время был студентом университета и учился в коммерческом училище, помимо этого он стажировался в самом сердце кооперативной деятельности Германии, «Гроссайнкафгезельшафт» (GEG) в Гамбурге. Это имело превосходные результаты: он вернулся из Гамбурга не только социа­листом, но и в качестве протеже Генриха Кауфмана, одного из руко­водителей кооперативного движения.

Весной 1907 г. Таннер впечатляющим образом вошел в первый однопалатный парламент. Его опорой в ходе активной предвыборной кампании был сам Ээту Салин, для которого Таннер стал одновременно учеником и «адъютантом». Однако избрание 29-летнего Таннера пер­вым вице-председателем на первой настоящей сессии парламента в 1910 г. стало также предметом разногласий среди его сподвижников. Дружелюбно настроенный ревизионист не был слишком популярен в партии. Его избрание позволило зубоскалам и фельетонистам — среди них Ээту Валпас (Эдвард Валпас-Хяннинен) — вдоволь пошутить «над господином В. Таннером» и его черным сюртуком, пошитым в Американском ателье на улице Сиркускату, 3. Почти вся пресса страны ухватилась именно за эту деталь. Газета «Ууси Суометар» коротко отметила: «.. .они избрали на должность господина Таннера, который по этому случаю облачился в буржуазный сюртук, получив за эту демонстрацию презрения к социалистической мужиковатости порицание в газете «Тюёмиес»».

К 1917 г. многое произошло в обществе и в жизни Таннера. Теперь он был исполнительным директором кооператива «Эланто» в Хельсинки, руководителем Центрального союза потребительской кооперации (КК), был причастен к общественной ситуации, связанной с возникновением мировой войны. Поэтому было почти очевидно, что Таннер должен был войти в сенат (правительство) социалистического большинства, сформированный Оскари Токоем после Февральской революции в России. За 6 месяцев пребывания на посту министра финансов в сенате Токоя Таннер участвовал в многочисленных переговорах с русскими, фактически выполняя функции министра иностранных дел. Так что можно сказать, что он, помимо компетентности в министерских делах, приобрел опыт руководителя государственного уровня. Интересы Финляндии можно было отстаивать только через сотрудничество с русскими.

Как руководитель «Эланто» Таннер на протяжении военных месяцев 1918 г. вынужден был, насколько мог, ладить с руководством красной гвардии. К революции он с самого начала относился отрицательно, по примеру Ханнеса Рюёмя назвав ее преступлением против рабочего класса и демократии. Поэтому, в очередной раз, Таннер стал очевидной кандидатурой на роль лидера, когда в конце 1918 г. стало возможным создать новую социал-демократическую партию. С этого времени Таннер находился в центре финской политики на протяжении четырех десятилетий, иногда напрямую, иногда как фигура заднего плана. В частности, Таннер оказал значительное содействие процессу, отдалявшему общество от болезненной травмы войны 1918 года.

В ходе переговоров, приведших к подписанию Тартуского мира 1920 г., Таннер был одной из центральных фигур, наряду с руко­водителем финской делегации Ю.К. Паасикиви. Можно говорить о своеобразном тандеме Таннера и Паасикиви, которые довольно само­стоятельно вели переговоры с русскими, в результате чего удалось прийти к решениям, удовлетворяющим обе стороны. Вследствие противоречивых целей правительству и общественному мнению Финляндии во время переговоров не доставало единства.

Политическая ситуация в Финляндии и во всей Европе в 1920-е гг. была запутанной. Внутри собственной партии Таннер был вынужден бороться против коммунистического влияния, а в обществе в целом — с течениями, выступавшими против «стольберговской демократии». Избрание в 1925 г. на пост президента Реландера означало поворот. Новый президент, стремящийся к внутреннему примирению, оказал мощную поддержку взглядам Таннера на внутреннюю политику и, в особенности, Таннеру как личности. Это позволило Таннеру в 1926— 1927 гг. возглавить первое социал-демократическое правительство меньшинства, в состав которого вошла первая женщина-министр. Этот период, длившийся почти год, означал перелом в отношениях красных и белых. Одним из наиболее памятных событий при правительстве меньшинства Таннера стал парад вооруженных сил и шюцкора 16 мая 1927 г., который премьер-министр принимал в качестве исполняющего обязанности президента. Но не меньшее значение имели находчивые действия Таннера по прекращению забастовки на предприятии «Критон-Вулкан», связанной, как известно, с зарубежными странами.

В 1920-е гг. «Эланто» выросло в крупномасштабное предприятие, главный офис и другие здания которого производили впечатление даже на зарубежных дипломатов, не говоря уже о деятелях кооперативного движения. В августе 1927 г. Таннер был избран президентом Между­народного союза кооперации (ICA), то есть председателем его испол­нительного комитета. В то время этот союз был империей, «над которой никогда не заходило солнце», несмотря на его очевидный евроцентризм. Избрание на этот пост было признанием как личных талантов Таннера, так и кооперативного движения Финляндии. Вряд ли кто-либо из финнов прежде занимал столь высокий и ответственный международный пост.

Появление Лапуаского движения в 1929 г. и мятеж в Мянтсяля в 1932 г. привели страну в состояние чрезвычайного напряжения. Для Таннера эти действия правых тоже были большим вызовом, так как их антикоммунизм был в конечном итоге направлен также и на удушение социал-демократического рабочего движения. Помимо того, что Таннер вновь оказался в центре партийной жизни, от которой он несколько отошел после того, как оказался в правительстве, он стал главной опорой фронта противодействия правому экстремизму. В конце концов, его партия была самой большой и наиболее единой. Поскольку Лапуаское движение естественным образом внесло раскол также и в буржуазные круги, группа промышленников даже предприняла чрезвычайный шаг и предложила Таннеру роль диктатора.

Хотя движение правых не достигло поставленных целей, оно реша­ющим образом изменило внутриполитическую ситуацию, укрепив так называемую «таннеровскую социал-демократию» и временно поместив Таннера на ключевые позиции в обществе. Это в свою оче­редь означало частичное разрушение стены, разделявшей правых и левых — белых и красных, что получило конкретное выражение в 1937 г. в так называемом «красно-зеленом правительстве» Каяндера, когда буржуазный Аграрный союз и социал-демократы образовали ядро правительственной коалиции. Учитывая, что в 1930-е гг. социал- демократия была также очень сильна в скандинавских странах, и что скандинавское сотрудничество занимало особое место в политике безопасности маршала Густава Маннергейма, положение Таннера как влиятельной политической фигуры еще больше укрепилось.

Будучи президентом Международного союза кооперации, Таннер благодаря своим многочисленным поездкам был хорошо осведомлен об изменениях политического климата после того, как в 1933 г. к власти в Германии пришел Адольф Гитлер. Но механизм, приведший к началу Второй мировой войны, был для него, как и почти для всех, неожиданным. И это несмотря на то, что Таннер участвовал в 1938 г. в так называемых «переговорах с Ярцевым» — попытке Сталина обеспечить безопасность своей страны на финском направлении. Они были, однако, проведены тайно и не привели ни к какому результату. Осенью 1939 г. Таннер по просьбе Паасикиви вместе с ним участвовал в переговорах о территориальных требованиях Советского Союза в отношении Финляндии. Ему пришлось расстаться со своим опти­мизмом. Правительство Финляндии предоставило своим представи­телям на переговорах столь малую свободу маневра, что война была неизбежна.

Таннер стал министром иностранных дел в правительстве, сфор­мированном Ристо Рюти сразу после начала Зимней войны. Он был потрясен военным превосходством врага и понял, что никакое международное давление не остановит Советский Союз. Уже с самого начала он стремился начать мирные переговоры, в частности при помощи Германии, найдя понимание у Рюти и Паасикиви, а также поощряемый маршалом Маннергеймом, однако, этому противилось правительственное большинство. Весьма значимой была деятельность Таннера в Стокгольме, где он вел переговоры о мире с Александрой Коллонтай, советским послом, пользовавшейся расположением Сталина. Непоколебимая позиция Таннера, считавшего необходимым принять выдвинутые Советским Союзом условия, стала, вероятно, решающим фактором в затянувшихся мирных переговорах. На позицию правительства заметно влияли предложения о помощи, поступавшие со стороны западных союзников. На Таннера, как и на Рюти, вероятно, успел подействовать намек со стороны Германии на то, что мир следует принимать на любых условиях, поскольку потери могут быть куда большими. Заключение мира 13 марта 1940 г. было сложным испытанием для Таннера, как и для многих других.

tanner

Март 1940 года. Таннер объявляет по радио об окончании Зимней войны.

Героизм финнов на фронте и появившиеся вскоре после окончания войны признаки надвигающегося краха союзнических отношений Германии и Советского Союза превратили Таннера в безоговорочного сторонника политических процессов периода межвоенного мира 1940-1941 гг. Он был активным, но мало заметным участником событий, которые вели к военному сотрудничеству с Германией, когда та начала войну против Советского Союза в июне 1941 г.

Во время Войны-продолжения 1941-1944 гг. влияние Таннера было намного большим, чем подразумевалось выполняемыми им обязан­ностями министра. Его относили к так называемому внутреннему кругу, который нес политическую ответственность за войну. Это нашло отражение и на международном уровне: советская военная пропаганда постоянно говорила о «клике Маннергейма-Таннера» в руководстве Финляндии, а после войны Таннера, наравне с Рюти, заклеймили как главных виновников войны на судебном процессе, который проводился по требованию союзников в Хельсинки в 1946 г.

Роль Таннера в Войне-продолжении также нашла отражение в отношениях с Германией. На ранней стадии своего нападения на Советский Союз национал-социалистическая Германия относилась к социал-демократу Таннеру с осторожностью. Нельзя забывать, что Германия приложила руку к тому, чтобы не допустить избрание Таннера президентом Финляндии осенью 1940 г. Но в дальнейшем немцы стали относиться к нему с полным доверием. С другой стороны, Таннер в своих мемуарах дает понять, что Маннергейм, избранный президентом летом 1944 г., готов был назначить его премьер-министром, если бы Таннер проявил к этому интерес. В этом случае Таннер вынужден был бы нести ответственность за ситуацию, сложившуюся после поражения Германии.

Если рассматривать финское общество изнутри, то выяснится, что значимая роль Таннера в Войне-продолжении основывалась на том, что его позитивное, или, по крайней мере, абсолютно лояльное отношение к войне решительно предотвратило появление пораженческих на­строений или даже активного сопротивления со стороны левых по­литиков по мере ухудшения общей военной обстановки, особенно после Сталинградской битвы в январе 1943 г. Так называемая «мирная оппозиция», сформировавшаяся летом 1943 г., не получила широкой поддержки.

Хотя непосредственное влияние Таннера на историю государства закончилось судебным процессом над виновниками войны, он продолжал играть роль во внутренней политике страны еще почти два десятилетия, причем временами весьма значительную. Серия его мемуаров, написанных в заключении, стала беспрецедентным в своем роде событием, непосредственное и длительное воздействие которого на наши исторические представления велико.

Освободившийся из заключения Таннер вскоре избрал собственную линию поведения в атмосфере «холодной войны», распространившейся после окончания Второй мировой войны. Теперь он принимал участие в общественной жизни как харизматическая фигура, к словам кото­рой прислушивались вне зависимости от партийных границ. В целом, Таннер занимал примечательно резко оппозиционную линию в отно­шении восточной политики, господствовавшей в период правления Паасикиви и продолженной в период президентства Урхо Кекконена. Попытки Советского Союза после смерти Сталина наладить с ним отношения Таннер жестко отвергал. По мере приближения к окон­чанию первого президентского срока Кекконена Таннер выступил в качестве одной из главных движущих сил «гражданского фронта», пытавшегося с помощью кандидатуры Олави Хонки предотвратить повторное избрание Кекконена. Поддерживая Хонку, Таннер еще раз вписал свое имя в историю страны и появился на страницах прессы всего мира. «Нотный кризис» осени 1961 г. стал важным эпизодом «холодной войны», о первопричинах которого среди исследователей до сих пор нет единого мнения.

Как личность стареющий Таннер стал своеобразным водоразделом во всем левом движении послевоенной Финляндии. Для крайне левых — Коммунистической партии Финляндии и Демократического союза народа Финляндии (ДСНФ) — он, естественно, был главным политическим противником, олицетворением реакции. В социал-демо­кратическом движении фигура Таннера также в какой-то мере была разобщающей. Как и в 1920-е гг., Таннер, избранный в руководство СДПФ, вновь столкнулся с появлением существенной оппозиции. На этот раз это привело к созданию Социал-демократического союза рабочих и мелких земледельцев (СдСРиМЗ). Эта партия, однако, ни­когда не представляла серьезной угрозы для СДПФ, олицетворявшей основное течение социал-демократии. Другим аспектом стало то, что позиция стареющего Таннера в отношении Советского Союза была столь непреклонной, что внутри СДПФ возникли оппозиционные настроения по отношению к наиболее жестким таннеровцам, так называемым «социалистам-соратникам». Это было заметно уже на съезде партии в 1960 г. Когда Таннер в 1963 г. окончательно расстался с председательским молотком, он был уже в том возрасте, когда случившееся уже не воспринимается как большая драма.

Вяйнё Таннер был мужчиной довольно невысокого роста, крепкого телосложения, сероглазым и русоволосым — довольно типичной для Финляндии внешности. Он обладал необычайной жизненной силой и работоспособностью. В юности он был спортивным, прирожденным вожаком среди мальчишек. Для него была характерна непреклонная сила воли. Он всю жизнь был трезвенником и вел пуританский образ жизни, если не считать пристрастия к сигарам. Он не принимал знаков отличия. В молодости он был против церкви. Когда он заключил офи­циальный брак с Линдой Анттила, с которой жил в гражданском браке с 1909 г., отчасти это было сделано в интересах их восьми детьми. К церкви он, однако, так никогда и не принадлежал.

С точки зрения рабочих, Вяйнё Таннер уже в 1920-е гг. был, как многие европейские социал-демократы, по меньшей мере, предста­вителем буржуазии, если не капиталистом. Уже в 1923 г. он купил большую усадьбу Соркки в Вихти. Открывавшиеся там возможности побыть в роли крестьянина и, особенно, в роли владельца леса состав­ляли, очевидно, важную часть его жизни. Это также сослужило роль в его политике наведения мостов между противоположными силами гражданской войны 1918 г. Вероятно, не случаен и тот факт, что он установил близкие дружеские отношения с соратником по партии Вяйнё Вуолийоки, выходцем из зажиточной крестьянской семьи из провинции Хяме. С середины 1930-х гг. Вяйнё Таннер заинтере­совался историей рода своего отца, происходившего из крестьян- землевладельцев провинции Уусимаа.

Яакко Пааволайнен

Приложение:

Вяйнё Альфред Томассон, с 1896 Таннер, род. 12.3.1881 Хельсинки, умер 19.4.1966 Хельсинки. Родители: Густав Альфред Томассон, тормозной кондуктор, и Мария София Рясянен. Жена: 1909-1966 — Линда Анттила, умерла 1978, родители жены: Каарле Анттила, крестьянин-собственник, и Эдла Эриика Бьёрн. Дети: Майя, род. 1912; Лийса род. 1913; Микко, род. 1916; Хейкки, род. 1918; Ээва, род. 1920; Айли, род. 1922; Анни, род. 1925; Олли, род. 1927.

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.suomesta.ru/2014/07/01/vyajnyo-tanner-vaino-tanner/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.