«

»

Май 23 2014

Распечатать Запись

Система высшего образования в Финляндии

Система образования в Финляндии

Система образования в Финляндии.

1. Структура системы высшего образования

Система образования Финляндии состоит из дошкольного образования, основного общего образования, среднего образования, в которое входят среднее (полное) общее и среднее профессиональное образование, а также из высшего образования, т.е. высших учебных заведений. Система высшего образования Финляндии формируется двумя параллельными секторами: университетами и профессиональными институтами. Обучение взрослых осуществляется на всех образовательных уровнях (образовательных цензах).

Сетью вузов охвачена вся Финляндия. В стране существует 20 университетов и 29 профессиональных институтов, подведомственных Министерству образования. (admin — цифры 2002 года)

В числе университетов — десять многопрофильных, три технических, три экономических и четыре художественных. Помимо них, в подчинении Министерства обороны действует Академия национальной обороны, дающая высшее военное образование. Профессиональные институты являются, как правило, региональными и многоотраслевыми высшими учебными заведениями. Помимо профессиональных институтов, подведомственных Министерству образования, в подчинении Министерства внутренних дел действует Полицейский институт, а на Аландских островах, в подчинении местного самоуправления — Профессиональный институт Аландских островов.

В высших учебных заведениях предлагается широкий спектр обучения. Высшие учебные заведения предоставляют места приема на первый курс 65 процентам абитуриентов, хотя по многим специальностям число поступающих во много раз превышает имеющееся количество мест. В одном и том же учебном году учащийся может занять только одно учебное место, дающее право на получение диплома о высшем образовании.

В высшие учебные заведения можно поступить после получения среднего образования. Право поступления в высшие учебные заведения имеют лица, получившие аттестат о среднем (полном) образовании, диплом о среднем профессиональном образовании (при курсе обучения не менее трех лет), диплом о высшем профессиональном образовании и документ об окончании профессионального училища. Студентом может стать также лицо, получившее образование за границей, при условии, что такое образование дает в данной стране право на поступление в высшее учебное заведение. Право поступления в профессиональный институт имеет также лицо, прошедшее курс гимназии. Абитуриенты, получившие документ о начальном профессиональном образовании (при курсе обучения менее трех лет), профессиональную подготовку или аналогичное образование за границей, имеют право поступления в профессиональный институт по своей специальности. По своему усмотрению университеты и профессиональные институты могут также зачислять и других абитуриентов, имеющих необходимые для учебы в вузе объем знаний и подготовку.

Университеты проводят отбор студентов самостоятельно. Порядок набора студентов и его практическое осуществление могут варьироваться в зависимости от университета и факультета. Чаще всего набор студентов происходит на основании результатов предыдущего обучения и различных вступительных экзаменов.

Профессиональные институты сами определяют критерии отбора студентов. Набор студентов в профинституты осуществляется на основании системы единого заявления о приеме. При наборе студентов учитываются результаты предыдущего обучения, опыт работы, профессиональная пригодность и заинтересованность абитуриента в учебе по данному профилю. Для большинства специальностей проводятся также вступительные экзамены. Прием на программы обучения, где обучение ведется на иностранных языках, и на обучение взрослых осуществляется каждым профессиональным вузом отдельно.

Обучение, направленное на получение диплома о высшем образовании, является для студентов бесплатным. Во время учебы студентам выплачиваются государственные пособия.

2. Управление и руководство

Вопросы законодательства сферы образования и определение общих принципов образовательной политики являются прерогативой парламента. Деятельность университетов регулируется Законом об университетах и Постановлением об университетах, деятельность профессиональных институтов определена Законом о профессиональных институтах и Постановлением правительства о профессиональных институтах. Обучение, не подведомственное Министерству образования, регламентируется отдельными нормативно-правовыми актами.

Раз в четыре года правительство принимает План развития обучения и научных исследований, определяющий основные направления образовательной и исследовательской политики на ближайшее время.

Высшим государственным органом Финляндии в сфере образования является Министерство образования. Министерство несет ответственность за исполнение определенной парламентом и правительством политики в сфере обучения в звене центрального управления. Министерство образования отвечает за разработку законодательной базы по вопросам образования и научно-исследовательской деятельности, а также проектов госбюджета и решения правительства. Практически все образование, финансируемое из бюджетных средств, находится под руководством и контролем Министерства образования.

Академия Финляндии, относящаяся к ведению Министерства образования, осуществляет финансирование и аналитическую оценку фундаментальных исследований. Деятельность Академии охватывает все отрасли науки.

Работа высших учебных заведений регулируется, помимо законодательства и планов научно-исследовательской деятельности и развития, также планово-хозяйственным принципом руководства. Министерство образования и высшие учебные заведения согласовывают основные с точки зрения национальной политики высшего образования плановые установки, определяющие деятельность вузов. В договорах о результатах,

заключаемых между университетами и Министерством образования, согласуются планы по выпуску специалистов для каждого университета. Планы составляются на основе актуальных потребностей в организации обучения и основных направлений развития, разработанных правительством. На основании этих планов университеты самостоятельно определяют количество мест приема по каждому профилю. Соглашениями о целях профессиональных институтов, помимо плановых показателей, определяются также предлагаемое обучение и проектное финансирование.

Базовое финансирование осуществляется из государственного бюджета. Финансирование основано на плане по выпуску специалистов. Базовое финансирование профессиональных институтов ведется как за счет государственного, так и муниципального бюджетов. Размер финансирования определяется на основании единичных расценок на одного студента. Помимо этого, Министерством образования предоставляется университетам и профессиональным институтам проектное финансирование по основным целевым объектам, а также премиальные по результативности их деятельности. Университеты и профессиональные институты имеют доступ также к значительным источникам внешнего финансирования.

В соответствии с законом, высшие учебные заведения отвечают за качество и постоянное развитие организуемого обучения и иной деятельности, а также участвуют в аттестации своей деятельности. Результаты аттестации являются публичными документами. Ответственность за государственную аттестацию обучения в вузах несет Аттестационный совет по высшему образованию.

3. Обучение в вузах и присваиваемые степени (квалификации)

Крупнейшими профилями специализации в университетах являются инженерные науки, гуманитарные науки и естественные науки. 

Обучение в университетах организовано, главным образом, путем изучения основных и дополнительных предметов, а также в виде программ обучения. Университетская программа обучения подразумевает комплекс мультинаучного обучения, имеющего научные или художественные, а нередко также и профессиональные цели. Программа обучения позволяет сориентироваться на задачах, требующих компетентности в определенной сфере, и на развитии данной сферы.

Учеба в университете по большинству профилей специализации подразделяется на базовый цикл, предметный цикл я углубленный цикл. На базовом и предметном циклах идет ознакомление с сущностью данного профиля специализации и самого предмета, с его основными понятиями, теориями и исследовательскими методами.

При углубленном изучении основного предмета происходит более основательное и углубленное изучение предмета. Это способствует развитию способностей студента к самостоятельному поиску и использованию научного и художественного материалов, что, в свою очередь, создает предпосылки для последипломного образования. В ходе углубленного цикла вырабатывается готовность к написанию выпускной работы (магистерской, дипломной или т.п.). Цель выпускной работы — демонстрация навыков

владения исследовательскими методами и использования научных источников, а также научного изложения или художественного выражения. Частью университетского образования является также обучение иностранным языкам и навыкам коммуникации. Учеба может включать также практику (стажировку).

Учеба в профессиональных институтах организуется по следующим направлениям: экология и природопользование, техника, транспорт и связь, общественные науки, коммерция и администрация, естественные науки, туризм, общественное питание и хозяйственная деятельность, социальная работа, здравоохранение, физкультура и спорт, культура, гуманитарные и педагогические науки.

Высшее образование в профинститутах организуется в виде программ обучения. Комплексные программы обучения, планируемые и осуществляемые профессиональными институтами, нацелены на решение профессиональных задач, связанных с конкретным сектором трудовой жизни и его развитием. По представлению профессионального института, Министерство образования утверждает осуществляемую в нем программу обучения. Решение Министерства образования содержит наименование программы обучения, ее объем, долю входящей в нее обязательной практики и наименование присваемой степени (квалификации). Профессиональный институт самостоятельно определяет учебный тан и метод организации обучения.

Обучение, требуемое для получения диплома о высшем образовании в профессиональном институте, состоит из базового цикла, профессиональных курсов, факультативных курсов, профессиональной практики и написания выпускной квалификационной работы. На этапе базового цикла идет ознакомление с учебными методами, а также фундаментальная теоретическая и коммуникационная подготовка. Профессиональные дисциплины знакомят студентов с основными комплексами проблем избранной специальности и путями их решения, включая техническое и художественное обоснования. Во время практики происходит конкретное знакомство студентов с избранной профессией и применение полученных знаний и навыков в трудовой деятельности. Выпускная квалификационная работа исследовательского или аналитического характера пишется, как правило, по практической тематике. Выпускная квалификационная работа может быть и художественного характера.

После окончания университета присваиваются степени бакалавра и магистра, учеными степенями являются степени лиценциата и доктора наук. В Национальной академии обороны присваиваются военные звания, в профессиональных институтах — степени, соответствующие степеням бакалавра, а также последипломные степени (квалификации). Содержание и объем обучения для получения степени (квалификации), а также ее место в системе степеней высшего образования закреплено соответствующими постановлениями. Соответствие степеней, полученных за рубежом, определяется Национальным управлением образования Финляндии или официальным органом, принимающим решения о предоставлении права на работу по специальности.

Объем высшего образования определяется количеством кредитов. Кредиту соответствует средняя трудоемкость студента в размере 40 учебных часов (как правило, кредит равен 1,5 зачетным единицам).

В университете для получения степени бакалавра необходимо набрать не менее 120 кредитов, что обычно можно сделать за три года. Получение степени магистра требует 160-180 кредитов, что теоретически возможно за пять лет. На практике средний срок для получения магистерской степени составляет примерно шесть лет. Степени лиценциата и доктора наук являются научными степенями и учеными степенями в области искусства. Исключением являются медицина, ветеринария и стоматология, где степень лиценциата соответствует магистерской подготовке.

Получение степени бакалавра профессионального института возможно обычно за 3,5-4,5 года обучения по специальности. Объем высшего образования в профессиональном институте обычно составляет 140-180 кредитов. Учеба в профинетитуте готовит к работе по избранной профессии в роли специалиста (эксперта). Правила приема на последипломное обучение предусматривают наличие у поступающих трехлетнего опыта работы по данной специальности после окончания профинститута. Объем программы последипломного образования в профессиональном институте составляет 40-60 кредитов, что требует 1-1,5 года учебы.

В последние годы, в результате Болонского процесса, во многих странах Европы идет пересмотр структуры степеней высших учебных заведений. В Финляндии двухступенчатая структура степеней будет введена 1 августа 2005 года. Для всех специальностей вводится система, по которой все студенты первые три года будут учиться по программе бакалавра, а затем желающие могут продолжить обучение до получения степени магистра. Систему степеней профессиональных институтов планируется сохранить в ее современном виде. В ближайшие годы пересмотру подвергнется лишь система степеней последипломного образования профинститутов. В системе измерения трудоемкости обучения как в университетах, так и профессиональных институтах с 2005/2006 учебного года произойдет переход на зачетные единицы по системе ECTS. 

4. Задачи университетов и их административная структура

Университеты способствуют развитию свободного исследования, научного и художественного просвещения и дают основывающееся на исследовательской деятельности высшее образование. При выполнении своих задач университеты должны действовать во взаимодействии с окружающим обществом, а также способствовать повышению общественной значимости исследовательских работ. Помимо обучения, нацеленного на получение степени (квалификации), университеты предлагают обучение для взрослых и открытое университетское обучение. Каждый университет имеет также центр повышения квалификации.

Университеты должны организовывать свою деятельность так, чтобы достижение высокого международного уровня исследовательской, образовательной и преподавательской деятельности велось с соблюдением этических принципов и правил общепринятой научной практики. Постановлениями о степенях (квалификациях) регламентируют ответственность университетов за образование по каждому профилю специализации, структуру, объем, цели и содержание образования, а также присваеваемые степени (квалификации).

Все университеты являются государственными. Самоуправление университетов и свобода науки, искусства и высшего образования гарантируются Конституцией

Финляндии. Университеты самостоятельно решают вопросы внутреннего управления в соответствии с Законом об университетах.

Высшим органом университета по принятию решений является университетский совет, который призван развивать деятельность университета, утверждать хозяйственные и рабочие планы, а также определять приоритетные направления распределения выделенных средств. В университетском совете должны быть представлены профессора, преподавательский и исследовательский составы, другой персонал, а также студенты. Председателем университетского совета является ректор университета.

Для организации обучения университеты разделены на факультеты или другие подразделения и на подчиняющиеся им кафедры.

5. Задачи профессиональных институтов и их административная структура

Задачи профессиональных институтов определены Законом о профессиональных институтах. Профессиональные институты занимаются подготовкой компетентных специалистов с высшим образованием, и основывают свою деятельность на потребностях трудовой жизни и ее развития, а также исследованиях и художественных предпосылках. Профессиональные институты занимаются прикладными исследованиями и разработками, которые служат интересам обучения и способствуют развитию производства и региональному развитию. Профессиональные институты организуют также открытое высшее профессиональное обучение и обучение для взрослых, направленное на получение диплома или на повышение квалификации. Профессиональную подготовку преподавателей организуют в профессиональнопедагогических институтах при пяти профинститутах.

Профессиональные институты, подведомственные Министерству образования, могут быть муниципальными и частными. Правительство выдает учредителю профессионального института, в роли которого могут выступать муниципальные образования, муниципальные ассоциации, общества и фонды, лицензию на образовательную деятельность. Лицензия содержит положения об образовательной функции, профилях специализации, количестве учащихся и местонахождении института.

Профессиональный институт обладает правом самоуправления по внутренним вопросам. Внутреннее самоуправление осуществляется правлением профинститута и ректором. В правлении представлены руководство института, штатные преподаватели, иной штатный персонал, студенты, а также представители предпринимательства и иных деловых кругов. Председателем правления является ректор. Правление и ректор назначаются органом, содержащим профессиональный институт, который принимает также решения по вопросам стратегии развития, планов деятельности и экономических планов, а также бюджета. С целью развития обучения в профессиональном институте может учреждаться совещательная комиссия. Профессиональный институт имеет право самостоятельно определять свою внутреннюю организацию, в связи с чем административное деление на подразделения может варьироваться.

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: http://www.suomesta.ru/2014/05/23/sistema-vysshego-obrazovaniya-v-finlyandii/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *