«

»

Фев 19 2014

Распечатать Запись

История финского дизайна

20120725155357big_bФинны уже давно прониклись уважением и пониманием культурной значимости искусства и дизайна. Это почтение бросается в глаза каждому гостю практически в каждом городе страны, где в изобилии представлены различные инсталляции, статуи и памятники, и где галерей почти столько же, сколько и магазинов, предлагающих изделия местных ремесленников.

 

Вы также заметите множество других признаков того, насколько важную роль играет искусство в повседневной жизни финнов. Например, в Финляндии около 2,500 художественных ассоциаций, что, несомненно, является самым большим их количеством на душу населения в Европе. Наряду с богатством природы искусство также жизненно важно для финнов, и, возможно, именно данная комбинация этих двух страстей дала начало искусству ITE. Одно из самых важных арт-движений в стране принадлежит к современному народному искусству, или искусству аутсайдеров — то, что французы назвали термином Art Brut. Финны называют это искусством ITE: аббревиатура расшифровывается как «itse tehty elämä», что в буквальном переводе означает «самодельная жизнь». В 2005 году в Финляндии творили 224 «народных художника», которые внесли неоценимый вклад в международное искусство аутсайдеров. В самом деле, Джон Майзелс (John Maizels), британский автор и редактор журнала по искусству «Raw Vision», утверждает, что финский художник Вейо Рёнккёнен (Veijo Rönkkönen) является одним из гуру данного направления.

Неудивительно, что Финляндия является одной из ведущих стран в области дизайна, если принимать во внимание роль искусства в жизни финнов. История финского дизайна может быть прослежена вплоть до 1875 года, когда было основано Финское Общество Ремёсел и Дизайна, а также была организована Школа Искусств и Ремёсел. Почти 100 лет спустя эта школа превратилась в Университет Искусств и Дизайна в Хельсинки, и была признана одним из лучших университетов дизайна в мире в 2007 году влиятельным изданием Business Week.

Когда Финляндия в 1917 году стала независимой, начался процесс внутреннего строительства, что привнесло новые акценты и идентичность в архитектуру страны, а также в дизайн интерьеров. Предыдущие оккупанты Финляндии, Россия и Швеция, оказали сильное влияние на развитие «финского стиля», но главной силой в эволюции финского дизайна стал диалог с природой. Отношения с природой стали особенно заметны в финском дизайне начала 20 века, который активно развивался на метафорах и мотивах этих отношений.

В 1930 году на выставке в Стокгольме Скандинавии был представлен международный модернизм. К этому времени крупные общественные здания уже были построены в современном стиле Алваром Аалто и другими финскими архитекторами. Вслед за выставкой область прикладного искусства и ремёсел начала испытывать влияние модернизма, что в частности видно по изделиям из стекла Иитала (Iittala), Кархула (Karhula) и Риихимаки (Riihimaki), а позднее по керамике Arabia. К концу 1930-х годов международная репутация Финляндии в области дизайна была прочно укреплена, в немалой степени благодаря работам архитектора и дизайнера Алвара Аалто, который занимался дизайном инновационной мебели и новых форм использования стекла в течение этого десятилетия — этот стиль популярен и по сей день.

Вслед за второй мировой войной повсеместно наблюдалось увеличение количества выставок, а к 1950-м годам Финляндия заявила о себе, как об инновационной силе в дизайне. По воле известного и очень влиятельного Милана Триенналеса (Milan Triennales) в 1950-1960-х годах Финское Общество Ремёсел и Дизайна создало финскую секцию. Эта выставка и полученные за неё призы помогли распространить славу финского дизайна, в частности, мир узнал о таких именах как Вирккала (Wirkkala), Сапанева (Sapaneva) и Франк (Franck) — все они обучались в этом обществе.

Финский дизайн начал развиваться наряду с дизайном соседних стран, Швеции и Дании. Они объединились для создания нового бренда «Скандинавский Дизайн». Это партнёрство позволило всем трём странам продвинуть свой дизайн на международную сцену. Пиком стала выставка «Дизайн в Скандинавии», в которой приняли участие 24 музея по всей территории США между 1954 и 1957 годами, и которая представила финский дизайн более чем миллионной новой аудитории. «Скандинавский стиль», использование цвета, материалов, комбинация ремесленных элементов с индустриальным производством, очевидное влияние органических мотивов, всё это дало начало волне возбуждения.

В 70-х дизайнеры стали использовать новые материалы, такие как пластик, синтетику и стекловолокно, сочетая их с преимуществами технологий производства, что позволило дизайнерам в Финляндии расширить спектр цветов и форм массового производства. Финская индустрия стала уделять больше внимания дизайну, поэтому новые профессиональные дизайнеры были наняты для выполнения более значимых ролей. К концу 1980-х годов Финское Общество Ремёсел и Дизайна основало Дизайн Форум Финляндии, чья миссия состоит в продвижении дизайна интернационально, а также среди средств массовой информации в стране.

В 1990-х Финляндию ожидали новые препятствия. Экономически страна находилась в тяжёлом кризисе, столкнувшись с повышающимся уровнем безработицы, крупным банковским кризисом, инфляцией и имея дело с распадом Советского Союза, который был самым крупным торговым партнёром страны. Однако правительство Финляндии думало далеко вперёд и ввело политику, которая преобразовала экономику страны из базирующейся на натуральных ресурсах в конкурентоспособную экономику знаний, где инвестиции в образование и научные исследования стали приоритетными. Уникальная стратегия инвестиций в долгосрочные решения, нежели обычные политически удобные немедленные решения, двигали Финляндию к вершине списка конкурентоспособных стран на Международном Экономическом Форуме (в соответствии с Индексом Благосостояния, составляемым институтом Легатум с британским головным офисом, Финляндия сейчас является лучшей страной в мире для жизни). Ключевым пунктом в восстановлении страны сыграла политика в отношении дизайна, которая была начата организацией SITRA (Финский Национальный Фонд Исследований и Развития), кульминацией которой стала публикация «Дизайна 2005!» — документа, ратифицированного правительством в 2000 году. Благодаря политике правительства Финляндия завершила 20 век как страна с высокой конкурентоспособностью с экономикой знаний, страна с самыми высокими рейтингами инвестиций в научно-исследовательской области в Европе (3,5% от ВВП) и со специализированным высокотехнологичным производством, как, например, мировой лидер Nokia.

Верность эволюционному развитию дизайна хорошо заметна при взгляде на Комитет Дизайна и на Designium — исследователький центр инноваций в дизайне. Как часть Университета Искусств и Дизайна в Хельсинки, Designium организует опросы, собирает данные и исследует стратегии дизайна в других странах, снабжая финское правительство ценными данными. О месте Финляндии на международной арене дизайна сегодня свидетельствует назначение Хельсинки Мировой Столицей Дизайна 2012 Международным Советом Организаций Индустриального Дизайна, что совпадает с 200-летней годовщиной с момента назначения Хельсинки столицей Финляндии.

источник

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: http://www.suomesta.ru/2014/02/19/istoriya-finskogo-dizajna/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *