Финляндская Православная Церковь * Suomen Ortodoksinen Kirkko | Финляндия: язык, культура, история
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМОЧЬ САЙТУ МАТЕРИАЛЬНО - БЕЗ ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОН СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ СМОЖЕТ!

Финляндская Православная Церковь * Suomen Ortodoksinen Kirkko

Orthodox_Church_of_Tampere

Финляндская Православная Церковь (ФПЦ, Suomen Ortodoksinen Kirkko) (другое название – Финляндская Православная Архиепископия (Suomen Ortodoksinen Arkkipiispakunta)) – автономная (от греч. – «независимая») церковь при Константинопольском, или Вселенском, Патриархате, первенствующем, т.е. старшем по чести среди всех православных церквей.

Церковь осуществляет свою деятельность на основе Священного Писания и Священного Предания; канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов и святых отцов; постановлений Церковного собора ФПЦ,  Архиерейского собора, Церковного управления и Указов предстоятеля Церкви – архиепископа Карельского и всей Финляндии; Устава Церкви в составе законодательства Финляндской Республики.

Карельское православие и карельские святые

По преданию Валаамского монастыря, святой апостол Андрей, совершая свое путешествие из Корсуни в Рим, был в Новгороде, откуда отправился на остров Валаам и воздвиг там крест.

Конечно ценность этой благочестивой легенды – не в ее историчности, которую не подтверждают историки, но в ощущении внутреннего преемства апостольской проповеди о спасении во Христе, принесенной когда-то в эту землю. И финляндская церковь сквозь века пронесла верность православной христианской традиции, она воспитала и знает многих святых Божьих.

Начало истории финляндского православия восходит к XI-XII вв. Проповедь среди карел, населявших в то время северо-западное Приладожье и Карельский перешеек, совершали новгородские миссионеры. Крещение же карел произошло в 1227 г. при князе Ярославе Всеволодовиче. Но широкое распространение православия начинается здесь с XIV в.

Важным центром православной жизни с того времени стал Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Мы не знаем времени основания святыми преподобными Сергием и Германом Валаамского монастыря – жития преподобных нет и, возможно, никогда не было (память их празднуется 28 июня и 11 сентября), а архивы монастыря были уничтожены в результате многочисленных военных захватов и разорений.

В исторической науке по этому вопросу существует две версии. Согласно первой, монастырь возник в XII веке, вторая указывает на XIV в., возможно на 1329 г.

Валаам очень рано стал духовным и культурным центром, центром миссии, просвещения и книжности, источником распространения православия на Севере.

С именами его насельников и подвижников, духовно близких к монастырю, связано образование в XIV-XVI вв. многих известных и по сей день монастырей, таких как Коневецкий на Ладожском озере, основанный в 1393 г. прп. Арсением (+ 1447, память 12 июня), Палеостровский на Онежском озере – прп. Корнилием (+ ок. 1420, память 19 мая), Соловецкий на Белом море – прпп. Савватием (+ 1435), Зосимой (+ 1478, память 17 апреля) и Германом (+ 1479, память 30 июля), Александро-Свирский на реке Свири прп. Александром (1448-1533, память 30 августа), который, согласно его житию, «воспитал целый сонм угодников Божиих».

В 1533 г. православие достигло Северного Ледовитого океана, когда на его берегу прп. Трифон (1495-1583, память 15 декабря) основал Печенгский монастырь.

Всего к концу XVI в. было основано около тридцати монастырей. Суровая северная природа привлекала тех, кто искал христианского подвига. Благодаря вдохновляющему примеру подвижников вокруг них собирались общины, возникали общежительные монастыри. И все новые и новые монашеские общины становились оплотами христианской веры среди окружающего их язычества.

До конца XVI в. Карелия входила в состав Новгородской епархии. В середине XV в. ее возглавлял святитель Евфимий Новгородский (+ 1458, память 11 марта). А в 1526-1542 гг. архиепископом Новгородским был свт. Макарий (1482-1563, память 30 декабря), будущий митрополит Московский, сделавший очень много для распространения света Евангелия Христова среди язычников. Именно он благословил преподобного Трифона Печенгского на миссионерское служение лопарям.

В 1595 г. была учреждена самостоятельная Корельская (г. Корела ныне – Приозерск) и Орешковская епархия. Позднее она стала называться Кексгольмская и Ладожская. Именно с этим титулом – епископ Кексгольмский и Ладожский, викарий Новгородской епархии – нес свое служение здесь в 1761-1763 гг. святитель Тихон Задонский (1724-1783, память 13 августа).

После заключения между Россией и Швецией Столбовского мира в 1617 г. территория Карелии была разделена. Многие оказавшиеся на шведской территории православные карелы, мигрировали вглубь России, чтобы уйти от лютеранского влияния. Так в течение XVII в. около 30 000 православных переселилось из Карелии в Россию. Многие из них осели под Тверью, где по сей день живет говорящее на карельском языке языковое меньшинство.

По Ништадтскому миру в 1721 г. граница между Швецией и Финляндией передвинулась западнее и прошла примерно по нынешней финляндско-российской границе. Православные Карелии, подданные Швеции, оказались в двойном церковном подчинении – Святейшему синоду Российской церкви и лютеранскому Духовному капитулу, располагавшемуся в Порвоо (Борго).

С целью повышения уровня образования православного населения, Лютеранской церковью в 1780 г. был переведен учебник православия с русского на финский язык.

Это было первым изданием православной литературы на финском языке.

Валаамские миссионеры

В начале XVIII в. возрождается полностью разоренный в результате шведско-русской войны и забытый государственными властями Валаамский монастырь.

К концу века он уже вновь обрел свою прежнюю славу северного православного центра. В 1794 г., по распоряжению Священного синода Российской церкви, монахи Валаамского монастыря открывают православную миссию на Аляске и Алеутских островах.

С этого момента начинается история православия в Америке. Из десяти членов миссии очень скоро остался один, его имя – монах Герман. Другие или погибли от рук язычников и в кораблекрушении, или ушли, не выдержав испытаний.

Преподобный Герман Аляскинский (1757-1837, память 9 августа) начал свой иноческий путь, когда ему было 16 лет. Двадцатилетним он пришел на Валаам и провел в монастыре 15 лет, после чего отправился вместе с миссией на Аляску и прожил там до конца своей жизни.

Он пронес через всю жизнь верность и любовь к Валаамскому монастырю, давшему ему школу общинной и отшельнической жизни. «Я в уме воображаю любимый мною Валаам, – писал он игумену монастыря Назарию, – на него всегда смотрю чрез великий океан…» Поселившись на острове Еловом, прп. Герман назвал свою новую обитель Новым Валаамом. Он и здесь не ослаблял своих подвигов.

«Трудную жизнь вел апа (дедушка), – говорил его ученик-алеут, – и никто не может подражать его жизни». Его келейную подвижническую жизнь никто и не видел, она была сокрыта от внешнего взгляда. Но все видели его непосильный физический труд и жертвенную заботу о местных жителях.

Прп. Герман открыл школу для детей, проповедовал взрослым, заботился о сиротах, защищал всех от «злых и хищных людей», т.е. от колонистов-христиан, развращавших и жестоко эксплуатировавших алеутов. В письме 1818 г. он пишет новоназначенному правителю Аляски как «нижайший слуга здешних народов и нянька»: «Отрите слезы беззащитных сирот, прохладите жаром печали тающие сердца, дайте разуметь, что значит отрада!»

В этих словах выразилось отношение прп. Германа к сути православной миссии, заключающейся в деятельном возвещении любви и милосердия Божьих, в сострадании человеку в его скорби и служении ему ради Христа.

Церковь и национальный ренессанс

В начале XIX в. закончилась многовековая история войн между Швецией и Россией, и в 1809 г. Финляндия вошла в состав Российской империи в качестве автономного Великого княжества.

Император Александр I на сейме в лютеранском соборе в Порвоо, принимая присягу сословий, обещал сохранить шведское законодательство, права сословий и государственные национальные языки, а также сохранить и защищать вероисповедание местного населения.

Население страны, в основном, лютеранское. Православные – говорящие на финском карелы – главным образом жили в сельской местности в Выборгской губернии. Православное меньшинство горожан – купцы и офицеры русского происхождения, переселившиеся в великое княжество на время или постоянно.

Благодаря относительной политической независимости и подъему национального самосознания финнов в это время в православной церковной жизни происходят важные перемены. Начинается работа по переводу богослужения и духовной литературы. С 1815 г.

Священное писание в храмах читалось по-фински, а в 1865 г. Синод Российской церкви благословил совершение богослужения на финском языке. В 1880 г. в г. Сортавала была открыта семинария для подготовки учителей церковно-приходских школ. Большая заслуга в работе семинарии принадлежит ее директору протоиерею Сергию Окулову (1853–1940). В 1885 г. Окуловым было основано православное братство святых Сергия и Германа Валаамских, ставившее целью своей деятельности просвещение, проповедь Евангелия среди финнов.

Через 100 лет после основания Братства, на его юбилейном собрании, архиепископ Финляндский Павел скажет о его основателе: «Сергей Окулов… для нас, учеников… олицетворял идеал духовного пастыря и отца. Он был не просто молитвенником, весь его внешний облик был молитвой. Дух молитвы он выливал в форму того финского языка, на который переводил с греческого основные православные богослужебные тексты, используемые нами по сей день».

В 1897 г. отец Сергий вместе с двумя другими активными членами братства – Михаилом Казанским и Сергием Солнцевым – начали издание журнала на финском языке «Aamun Koitto» («Утренняя заря»). Как братство, так и журнал существуют и сегодня.

Также в это время возрождается монашеская жизнь. В 1895 г. основывается Линтульский женский монастырь, в судьбе которой принимал особое участие святой праведный Иоанн Кронштадтский.

От епархии к автономии

В 1892 г. основывается Финляндская и Выборгская епархия.

Первым ее епископом (до 1898 г.) стал преосвященный Антоний (Вадковский, 1846-1912), впоследствии митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский, человек необычайно широкого христианского ума и сердца.

Он положил начало в Финляндии деятельности приходских школ, поддерживал богослужения на финском языке, поощрял открытые обсуждения проблем церкви на собраниях епархии.

Трудно найти актуальные стороны церковной жизни, каких бы не касался со всей ответственностью владыка Антоний. Еще будучи профессором Петербуржской духовной академии, он организовал среди семинаристов миссионерский кружок, участники которого шли проповедовать не только в храмы, но и в общественные места, в ночлежки, в тюрьмы.

Сам владыка считал проповедь делом всей жизни. И его свидетельство о Христе совершалось не только словом. Он лично творил дела милосердия, был создателем и членом многих благотворительных обществ, возродил практику посещения церковнослужителями тюрем, сам ходил к заключенным, по древней традиции, в пасхальную неделю.

Остро переживая современную ему тенденцию разрыва церкви и светского общества, владыка благословлял и сам устраивал встречи между интеллигенцией и воспитанниками духовной академии.

Будучи прежде всего сыном вселенского христианства, владыка Антоний ощущал разделение исторических церквей как трагедию христиан. Его отношение к представителям неправославных конфессий выразилось в том, что он был председателем комиссии по сближению Российской церкви со старокатоликами и англиканами (эта комиссия начала свою работу в год назначения владыки в Выборгскую епархию).

 

Внутренние проблемы жизни церкви также были для него поводом для непрестанных молитв и трудов. Владыка Антоний был одним из вдохновителей предсоборного движения в Российской церкви, он председательствовал в Предсоборном присутствии 1906-1907 гг., готовившем церковные реформы, в том числе восстановление патриаршества.

Владыка Антоний не дожил пяти лет до Всероссийского собора, на который возлагал свои надежды и в подготовке которого принимал самое непосредственное участие. В Московском соборе 1917-1818 гг. принимали активнейшее участие другие два выдающиеся служителя церкви в Финляндии.

Это ученик и сподвижник владыки Антония владыка Сергий (Страгородский, 1867-1944), возглавлявший Финляндскую епархию с 1905 по 1917 г. и в последствии ставший патриархом Московским и всея Руси (1943-1944 гг.), а также священномученик Александр Хотовицкий (1872-1937, память 4 декабря), бывший настоятелем Гельсингфорсского (Хельсинкского) прихода с 1914 по 1917 г.

В начале XX в. во многих странах произошли политические и церковные изменения. После революции в России, 6 декабря 1917 г. финский сейм принял декларацию о независимости Финляндии. В стране сохранились государственно-церковные отношения, которые были в дореволюционной России. 26 ноября 1918 г.

Православная церковь получила статус второй государственной церкви, после Евангелическо-лютеранской. 11 февраля 1921 г. свт. Тихон, патриарх Московский, в ответ на ходатайство финского церковного правительства, своей Грамотой признает Финскую православную церковь автономной.

Но поскольку реальное сношение с высшей церковной властью Российской церкви было невозможно, в 1923 г. Финляндская церковь получила автономию под омофором Вселенского патриарха. Первым архиепископом Выборгским и всей Финляндии стал Высокопреосвященный Серафим (Лукьянов, 1879-1959). В 1924 году возникает, помимо Выборгской, Карельская епархия, и столица архиепископии переносится из Выборга в Сортавала.

Церковь переселенцев

В результате войн между Финляндией и СССР 1939-1940, 1941-1944 гг. из отошедших Советскому Союзу территорий было эвакуировано 430 тысяч человек (более десяти процентов населения всей страны), среди них около 55 тысяч православных.

Война превратила Финляндскую православную церковь в церковь переселенцев. Люди увозили с собой, спасая от осквернения и уничтожения, иконы, богослужебную утварь, облачения и даже целые иконостасы.

Тем не менее, две трети церковного имущества было потеряно. Бывшие карельские приходы обретали свою вторую жизнь на новых местах. Сначала богослужения совершались в домах, затем строились деревянные часовни, со временем – храмы.

Вся территория послевоенной Финляндии была поделена на 25 округов – приходов, составивших епархии Хельсинкскую и Карельскую (значительно позже, в 1980 г., на севере была образована епархия Оулу). Всего Финляндская православная церковь насчитывала в то время 80 тысяч членов.

В рамках исполнения Закона о восстановлении, принятого парламентом Финляндии для помощи Православной церкви, за период 1950-1960 гг. было построено для новых приходов 58 церквей и часовен, 20 кладбищ и 19 домов священников.

В 1940 году из захваченной СССР Карелии были эвакуированы Валаамский, Печенгский, Коневский, а также женский Линтульский монастыри. «Новый» Валаам расположился в районе Хейнявеси, живописном месте центральной Финляндии (в 60-ти километрах от г. Йоенсуу, где сейчас располагается православная семинария).

Как раз примерно к времени эвакуации (точнее – 1939 г.) относится начало опубликованной и переизданной несколько раз переписки с духовными чадами известного многим в Финляндии и в России Валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева, 1873-1958).

«Письма Валаамского старца» – это советы в духовной жизни, написанные и просто и глубоко, они похожи на мозаику, собранную из драгоценных камней евангельских слов и изречений святых отцов, и сейчас имеющих ответы на важнейшие вопросы жизни. Старец как бы открывает своим адресатам дверь в сокровищницу Церкви, способную обогатить человека богатством нетленным, ведущим в Жизнь. Сам же отец Иоанн предстает в своих письмах кротким и смиренным собеседником. В предисловии к изданию Писем он написал 5 февраля 1956 г.: «Кто будет читать мои письма, умиленно прошу: помяните в своих святых молитвах меня, великого грешника. Старец Валаамского монастыря.»

На пути к кафолическому православию

В 1960 г. предстоятелем православной церкви Финляндии стал Высокопреосвященный Павел (Олмари, бывший Гусев, 1914-1988), во многом определивший современный путь становления православной традиции в Финляндии.

Архиепископ Павел соединял в себе глубину монашеской традиции (он начал свой духовный путь на Валааме) и качественное богословское образование. Это позволило ему на своем примере являть современному человеку актуальность опыта православной жизни.

Владыка ощущал и всегда подчеркивал необходимость обращения к истокам Православия, устремления к кафолическому христианству, свободному от политизации и филетизма, направленности лишь на служение национальных интересов какой-либо страны.

Его небольшая книга «Как мы веруем» известна далеко за пределами Финляндии (она несколько раз переиздавалась и в России) и помогла многим людям обрести свой путь в Церковь.

Выдающийся православный богослов протопресвитер Александр Шмеман, высоко оценивая вклад архиепископа Павла в возрождение христианской православной веры и жизни во второй половине XX в., написал в предисловии к английскому переводу книги: «Редко я встречал столь много абсолютно необходимых истин, изложенных так просто и прямо на таком небольшом количестве страниц. Читая эту книгу, удивляешься, что многие из этих истин до сих пор являются темами споров и разногласий».

«Сам владыка Павел написал во введении, что его книга «стремится раскрыть внутреннюю сторону православия тем, кто находится вне его, дать ответ на самые существенные вопросы веры для широкого круга людей, интересующихся православием. Одновременно в ней звучат темы, актуальные и для самих православных, особенно такие, которые требуют более глубокого разъяснения нашей веры. В этом смысле это издание можно также назвать архипастырским посланием.»

В 1960-1970-е гг., благодаря межправославным и экуменическим связям, а также преодолению некоторых предрассудков в обществе в отношении национальных и религиозных меньшинств, в Финляндии заметно возрос интерес к православию.

Новый Валаам из крестьянского монастыря превратился в миссионерский и культурный центр. Позже, в 1986 г., в нем было открыто Народное училище, круглый год собирающее слушателей на различные курсы и семинары по самому широкому спектру программ. Новый монастырский храм Преображения Господня был освящен 1977 г.

Женский Линтульский монастырь также пережил новое возрождение. В конце 1960-х гг. в нем были построены жилое здание и храм. В 1995 году в монастыре начал работать новый свечной завод, обеспечивающий восковыми свечами все православные храмы страны.

Возрождение паломничества

В 1970-е годы монастыри начали привлекать паломников, среди которых все больше появлялось молодых людей.

С этого времени Новый Валаам стал базой для регулярных лагерей молодежи, в которых принимают участие как православные, так и те, кто хочет поближе познакомиться с православием, его духовной традицией и культурой.

Также традиционными стали паломничества на Новый Валаам и в Линтулу добровольных трудников: со всей Финляндии и других стран съезжаются люди для помощи во славу Божью в хозяйственных нуждах и в заботах по приему паломников и туристов.

В современной жизни церкви существует и опыт зарубежных и межнациональных паломничеств. Как правило, целью таких поездок является нахождение и укрепление духовных связей, поддержка православных других стран, наций и культур.

Tак, в 1965 г. в Нейдене (Норвегия) финляндская православная делегация участвовала в праздновании дня памяти преподобного Трифона Печенгского и 400-летия построенной святым часовни великомученика Георгия. С тех пор ежегодно в августе группы православных со всего мира съезжаются на этот праздник кольттских саамов, малой народности, крещенной преподобным Трифоном, насчитывающей сейчас всего около тысячи человек.

Благодаря усилиям Финляндской православной церкви в 1980-е годы кольтты получили Евангелие от Матфея и молитвенник на родном языке.

Праздники в городах и селах

В с. Иломантси с 1960-х гг. ежегодно в июле съезжаются тысячи гостей на Ильин день – престольный праздник местного храма и одновременно духовное и культурное событие в Северной Карелии, во время которого проводятся выставки икон, семинары и международный фестиваль православной музыки.

Уже несколько лет президент и премьер-министр Республики Финляндия оказывают честь традиции, посещая этот праздник.

Престольные праздники церквей других городов Финляндии также собирают множество гостей: праздники Успения Богородицы в Хельсинки, св. князя Владимира в Ханко, Казанской иконы Божьей Матери в Ярвенпяя, Тихвинской иконы в Хямеенлинна, прп. Германа Аляскинского в Эспоо давно стали популярными церковными и культурными событиями года, в которых принимают участие представители разных церквей, культур и поколений.

Православие поверх языковых и культурных границ

В начале 1990-х гг. перед финляндским православием встали новые задачи не только из-за увеличения числа членов церкви, ставшего заметным после кризиса 1940-1950-х гг., но и в связи с тем, что все общество стало многонациональным.

В результате внутренних и  внешних  политических процессов, Финляндия начала принимать десятки тысяч иммигрантов и беженцев.

Церковь реагировала на новую ситуацию: из пастырских соображений, богослужения стали совершаться наряду с финским, шведским, церковнославянским еще и на греческом, английском, русском, румынском, эстонском, сербском языках. Люди, не говорящие по-фински, все чаще стали получать возможность общаться со священником на своем родном языке.

Следуя духу наследия святых карельских миссионеров, Финляндская церковь открыла в 70-х годах  православную миссию в Кении, родившую уже не одно поколение верных христиан.

Оказавшись исторически церковью между Востоком и Западом, финляндское православие и сейчас продолжает укреплять духовные связи со всем православным и общехристианским миром, что является залогом кафоличности (соборности) и открывает все новые перспективы для служения Богу в современном мире.

Это заставляет думать о роли Финляндской православной церкви в жизни вселенского христианства. По словам крупного современного православного богослова епископа Диоклийского Каллиста (Уэра), «глубоко укорененное в русской истории и в то же время обращенное лицом к Западу финляндское православие призвано играть особую роль моста и посредника между «традиционно» православными странами и вновь образовавшейся православной диаспорой».

Предстоятели Финляндской автономной православной церкви в XX – начале XXI вв.

Серафим (Лукьянов, 1879-1959), архиепископ Выборгский и всей Финляндии 1918-1924.

Герман (Аав, 1878-1961), архиепископ Карельский и всей Финляндии 1925-1960.

Павел (Олмари, 1914-1988), архиепископ Карельский и всей Финляндии 1960-1988.

Иоанн (Ринне,  р. 1923), архиепископ Карельский и всей Финляндии 1988-2001, ныне митрополит Никейский, экзарх Битынии.

Лев (Макконен, р. 1948), архиепископ Карельский и всей Финляндии с 2001 г.

Управление и церковное устройство

Высшими органами церковной власти и управления являются церковный собор (kirkolliskokous), созываемый ежегодно, архиерейский синод (piispankokous) и церковное управление (kirkollishallitus).

Административно Финляндская православная церковь поделена на епархии (hiippakunnat), которые возглавляют епископы (piispat). Епархии включают в себя приходы (seurakunnat), возглавляемые настоятелями (kirkkoherrat).

Карельская епархия

Правящий епископ – Высокопреосвященный архиепископ Карельский и всей Финляндии (Korkeasti pyhitetty Karjalan ja koko Suomen arkkipiispa).

Викарий архиепископа Карельского и всей Финляндии (apulaispiispa) – Преосвященный епископ Йоэнсууский (Korkeasti siunattu Joensuun piispa).

Хельсинкская епархия

Епископ – Высокопреосвященный митрополит Хельсинкский (KP Helsingin metropoliitta).

Оулуская епархия

Епископ – Высокопреосвященный митрополит Оулуский (KP Oulun metropoliitta)

Членство в приходе

Любой крещеный православный христианин может быть членом Финской православной церкви.

Вступление в Церковь оформляется через собеседование с настоятелем православного прихода по месту проживания, подачу заявления, в котором указывается дата и место крещения, и запись имени вступившего в приход в диптих – список прихода.

Такая традиционная фиксированная форма членства в приходе (так было, например, в дореволюционной России) способствует лучшему устроению связей, позволяет сохранять и развивать взаимную духовную, социальную, психологическую, материальную и др. ответственность церковной общины за своих членов и самих прихожан за свой приход.

Некрещеный вступает в православную церковь и, соответственно, в приход через приготовление к крещению (оглашение) и само крещение; крещеный в христианской церкви некафолической традиции – через миропомазание, также после соответствующего приготовления.

Крещеный в православной церкви, но не живший по своей вере (например, не участвуя вовсе или участвуя крайне редко в таинствах) по причине «неведения или забвения», нуждается в покаянии и исповеди.

Поскольку Финская православная церковь является государственной, она пользуется правом регистрации. Это означает, что членство в приходе имеет официальный государственный статус.

Члены Православной церкви отчисляют налог на нужды церкви в размере 1-1,5 % от дохода. Церковный налог не ограничивает возможностей для пожертвований на церковные нужды, но с прихожан не взимается никакой обязательной платы за совершение треб (молебнов, отпеваний, панихид, освящений икон, домов, машин и пр.).

Богослужение

По субботам и накануне праздников вечером в храмах совершается всенощное бдение (vigilia) или вечерня (ehtoopalvelus). В воскресные и праздничные дни совершается утреня (aamupalvelus), если накануне не было всенощного бдения, и литургия (liturgia).

Подробно расписания, а также дополнительную информацию, касающуюся богослужений в храмах, можно найти на официальном сайте Финляндской православной церкви.

Основной язык богослужения Финляндской православной церкви – финский. Использование финского языка было благословлено еще Синодом Российской церкви в 1815 г. Кроме того, по усмотрению настоятелей, в приходах, членами которых являются представители разных национальностей, богослужения могут совершаться и на других языках, как древних, так и современных.

Согласно древней традиции, таинство Покаяния отделено от таинства Евхаристии, исповедь совершается по договоренности со священником. В нормальном случае, индивидуальный ритм исповеди и причащения обсуждается с духовником или исповедующим священником.

Церковный календарь

Финляндская православная церковь придерживается григорианского календаря и новой пасхалии.

Финляндия, входившая до 1809 г. в состав Швеции, а затем России, последовательно пользовалась календарями этих государств, с 1753 по 1809 год – григорианским, а после этого периода – юлианским. Обретя в 1918 г. независимость, страна вновь вернулась к новому стилю.

Православная церковь приняла календарь, по которому жило все общество и на который перешло большинство православных поместных церквей. Переход на новый стиль благословили в 1923 г.

Вселенский патриарх Мелетий IV и святой патриарх Московский Тихон, писавший Валаамскому игумену по этому поводу, что этим переходом «не вносится изменения в веру нашу». В наше время придерживаются нового месяцеслова церкви Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская, Албанская, Чехии и Словацких земель, Американская; западные христиане начали переход на новый стиль еще в XVI веке.

По старому, юлианскому, календарю живут Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская церкви. «Календарная» особенность Финляндской церкви заключается в западной пасхалии. Это связано с тем, что большинство населения Финляндии – лютеране, в стране много смешанных браков.

Ради того, чтобы не вносить духовный и культурный диссонанс в общество и в семьи, Православная церковь Финляндии празднует Пасху и переходящие праздники вместе с Лютеранской церковью.

Вопрос летоисчисления – совершается ли богослужение по календарю старому  или новому – не является принципиальным вопросом веры и единства Церкви, он касается исключительно соответствия астрономических расчетов реальным циклам движения Земли и Луны. Поэтому в Финляндской православной церкви допускается литургическое воспоминание христианских праздников по старому стилю по желанию приходов и с благословения местного епископа.

Разногласия по поводу календаря и времени празднования Пасхи имели место в истории церкви со II века. Но для христиан это не становилось поводом для разделений, если они помнили, что между ними должно быть «в главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь» (блаж. Августин).

Священник Виктор Максимовский
Протодиакон Юрки Хяркенен

источник

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.suomesta.ru/2014/02/05/finlyandskaya-pravoslavnaya-cerkov-suomen-ortodoksinen-kirkko/

1 комментарий

2 пинга

  1. отцу Виктору Максимовскому большой привет из Коломны от Быкова Вадима.

    • Алексей ( Лээкси) к 20.06.2018 в 19:14

    Скажите пожалуйста — как перейти из РПЦ в ФПЦ? Я по национальности Меря и считаю правильным такой переход.

      • admin к 21.06.2018 в 10:27
        Автор

      Даже не представляю.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.